• Баландин А.В. "Актуальные вопросы по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации цистерн с сжиженным углекислым газом"
  • Баландин А.В. "Актуальные вопросы по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации цистерн с сжиженным углекислым газом"

    Назад

    Баландин Андрей Викторович, Генеральный директор ООО «Комплексстрой»

    Актуальные вопросы по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации цистерн с сжиженным углекислым газом

    Сжиженный углекислый газ представляет собой углекислоту жидкую, которая находится под высоким давлением. Данное давление обычно = 70 атмосферам. У жидкости, как и у газа, нет цвета, но она обладает немного кисловатым привкусом. Углекислоту жидкую получают, используя химический метод, во время которого двуокись углерода очищается. Изготовление химического элемента происходит на основании ГОСТ 8050-50 «Двуокись углеродная».

    1.jpg

    Актуальные вопросы при эксплуатации цистерн с сжиженным газом
    Специализированный тип подвижного состава включает в себя наличие котлов и железнодорожных вагонов-цистерн, которые перевозят сжиженные углеводородные газы, а также легкое углеводородное сырье. Данное оборудование должно быть спроектировано и изготовлено в соответствии с Правилами устройства, а также безопасным использованием сосудов, которые работают под давлением.

    Чтобы обеспечить безопасное использование, учитывая степень опасности груза, а также особенности конструкции, для цистерн нужно предусмотреть ограничения по уровню динамических перегрузок, чтобы избежать маневренных соударений.

    Безопасность использования цистерн для СУГ напрямую зависит от того, насколько прочно изготовлена конструкция котла, пучки сливо-наливных, а также контрольных труб и узлы. Актуальным вопросом остается совершенствование конструктивных решений наиболее нагруженных зон котла и узлов цистерны для обеспечения безопасности перевозок опасных грузов

    Требования по безопасности эксплуатации цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов

    После того, как будет проведена дегазация сосуда, можно цистерны и их элементы подвергать внутреннему осмотру, а также ремонту. Когда в сосуде устройства нет избыточного давления, разрешается снимать арматуру, чтобы отправить ее на ремонт и на испытание. Работники вагонного хозяйства должны заниматься ремонтом ходовых частей, приборов тормозного и упряжного назначения, когда цистерна груженная или порожняя.

    Если устройство находится в неисправном состоянии, запрещается делать следующее:

    1.     Подвергать сосуд ремонтным работам, не прошедшим дегазацию и находящимся в груженом или в порожнем состоянии;

    2.     Нельзя прибор подвергать ударам;

    3.     Запрещается использовать инструмент, выделяющий искры и с ним находиться рядом с цистерной;

    4.     Под устройством нельзя проводить сварочные работы;

    Если во время ремонтных работ тележек необходимо использовать работы сопровождающие огнем, ударами, а также с использованием сварного аппарата, тележку нужно выкатить из-под цистерны и откатить ее на расстояние не менее 100 метров.

    Если налив и слив не осуществляется, тогда нельзя чтобы оборудование было присоединено к какой-либо коммуникации. При длительном перерыве во время того, как происходит слив, а также налив сжиженного газа, шланги,  идущие от  цистерны, сразу отсоединяют.

    Нельзя на цистернах, коммуникациях, хомутах, шлангах подтягивать и отвинчивать резьбовые и фланцевые соединения устройств, которые находятся под высоким давлением. Запрещается пользоваться ударным инструментом во время навинчивания, а также отвинчивания гаек.


    ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСЧЕТНОГО И РАБОЧЕГО ДАВЛЕНИЯ


    Рабочее давление, находящееся в сосуде, а также в аппарате, считается избыточным, так как не принимается во внимание учет, допустимый и кратковременный для повышения давления в то время, когда начинает свое действие предохранительный клапан.

    Под расчетным давлением принято понимать давление, которое способствует произведению расчета, чтобы проверить, на сколько сосуды прочные, а также на сколько прочные их элементы.

     Рассчитать давление можно по специальной формуле:

    РРMAXГИДРДИН.                                                                                     

    Примечания:

    1.В случае, когда гидростатическое давление столба сжиженного углекислого газа и давление от действия динамических нагрузок во внутреннем сосуде в сумме составляют менее 5 % от рабочего давления, то при определении расчетного давления эти величины допускается не учитывать.

    2. Для стационарных резервуаров РДИН=0.

    3. Гидростатическое давление столба сжиженного углекислого газа определяется по формуле:

    РГИДР=ЖНЖ10-5.                                                                                              

    3.2. Давление на днище внутреннего сосуда в результате действия динамических нагрузок (гидравлического удара) определяется по формуле:

    2.gif

    3.jpg

    Чтобы начать какие-либо работы внутри устройства оборудования, рекомендуется сделать анализ среды, чтобы выявить опасную концентрацию углеводородов, а также содержание кислорода. По всему объему содержание кислорода должно составить не больше, чем 19-20 %.

    Если оборудование находится в нерабочем состоянии, вентили должны быть закрытые и заглушенные.

    Сальниковая набивка вентилей меняется при наполненной цистерне, если клапаны закрытые, а заглушки снятые.  

    При наливе и сливе сжиженного газа запрещается осуществление огневых работ, если расстояние не выдерживает 100 м возле оборудования.

    Во время аварий, приводящих к большой утечке газа, находящегося в оборудовании, все источники, принадлежащие к открытому огню, поддаются тушению, а люди, находящиеся в данной зоне, выходят из помещения.

    Предварительное усилие затяжки растяжки для транспортных цистерн определяется по формуле:

    ТПРtД.                                                                                                        

    Условие прочности растяжки для транспортных цистерн имеет вид:

    sР=st+sД£[s],                                                                                                  

    где:

    4.gif

    5.gif 

    Предварительное усилие затяжки растяжки для стационарных резервуаров, исходя из необходимости транспортирования к потребителю, определяется по формуле:

     6.gif

    Для перевозки бочек и цистерн со сжиженным газом необходимо пользоваться дополнительными требованиями промышленной безопасности

    Термоизоляция, а также теневая защита предназначена для устройств, заполненных химическим веществом, и у которых температурный режим равен -25 градусов. Разрывная мембрана предназначена для термоизоляционного кожуха оборудования при содержании криогенных жидкостей. Верхняя часть железнодорожных цистерн должна иметь помост возле расположения люка, имеющего по обе стороны металлические лестницы, у которых есть поручни.

    Устройства для перевозки сжиженного газа оснащаются следующими устройствами:

    1.    Вентилями, имеющими сифонные трубки, предназначенные для правильного слива, а также налива;

    2.    Вентилем, чтобы выпустить пары из места, где находится верхняя часть устройства;

    3.    Клапаном, пружинного и предохранительного назначения;

    4.    Штуцером, чтобы подсоединить манометр;

    5.    Указателем, чтобы определить уровень жидкости.

    Обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах, на которых используется оборудование под давлением, осуществляется путем:

    непосредственного выполнения организациями и их работниками требований настоящих ФНП и Федеральных норм и правил, устанавливающих требования промышленной безопасности к ОПО, имеющих иные признаки, установленные Федеральным законом № 116-ФЗ, не указанные в пункте 2 настоящих ФНП, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Ростехнадзора, и нормативных документов организаций, применяемых ими в зависимости от осуществляемого вида деятельности для обеспечения требований промышленной безопасности.

    У каждого наливного, а также спускного вентиля цистерны, а также бочки, предназначенной для сжиженного газа, должны быть специальные заглушки. Чтобы наполнить, а затем слить среду, необходимо установить на днищах бочек специальный вентиль. Левая резьба предназначена для осуществления слива, а также налива боковым штуцером вентиля.

    У организаций, занимающихся наполнением, и имеющих наполнительные станции, должен быть специальный журнал.

    В журнале ведутся следующие записи:

    Указывают дату наполнения;

    Изготовителя, который изготовил цистерны и бочки;

    Указывают номер, заводского и регистрационного характера;

    Свою подпись в журнале указывает лицо, отвечающее за наполнение цистерн. 

    ДАННЫЕ ФОРМУЛЫ МОГУТ ПОНАДОБИТЬСЯ

    Проверка прочности опоры на сжатие производится по формуле:

     7.gif              

    Проверка прочности опоры транспортных цистерн по напряжениям изгиба производится по формуле:

    8.gif

    Проверка прочности опоры по напряжениям изгиба стационарных накопителей производится по формуле:

    9.gif

    Момент сопротивления изгибу сечения опоры определяется по формуле:

    10.gif                                      

    Проверка условия прочности опоры транспортных цистерн на срез производится по формуле:

     11.gif

    Газом можно наполнить только оборудование, которое предназначено для одного вида газа.

    При неисправных цистернах, а также бочках, их наполнять газом нельзя, также не рекомендуется в следующих случаях:

    1.    При отсутствии паспортных данных, нанесенных изготовителем;

    2.    После истечения срока, предусмотренного для освидетельствования;

    3.    Если арматура находится в неисправном состоянии, а также, если нет в наличии контрольно-измерительных приборов;

    4.    При отсутствии специальной окраски, а также надписи;

    5.    Нахождение не того газа в устройстве, который необходим.

     12.jpg 



    Многим для сведения – действует настоящий закон

    В настоящих ФНП использованы термины и определения, приведенные в Федеральном законе № 116-ФЗ, Федеральном законе от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4159; 2011, № 23, ст. 3263; № 30, ст. 4590; № 50, ст.7559; 2012, № 26, ст. 3446; № 53, ст. 7616, ст. 7643; 2013, № 19, ст. 2330; № 27, ст. 3477; 2014, № 6, ст. 561); Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» ТР ТС 032/2013, принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 г. № 41 (далее – ТР ТС 032/2013)

    В ТОМСКЕ 27 ЯНВАРЯ ПРОИЗОШЛА АВАРИЯ

    О несчастном случае узнали 27 января 2010 г в городе Томске на производстве, расположенном по улице Осенняя. На АЗГС внезапно произошла трагедия – пожар. Происшествие произошло при заправке наземного резервуара сжиженного газа, при емкости 20 кубометров. Заправлял емкости КамАЗ. Пострадавшими оказались резервуары, а также транспорт. Пострадавших не обнаружили.


    Снова несчастный случай: 10 цистерн сошли с рельс

    4 февраля 2014 года ранним утром на Горьковской железной дороге сошли с рельс 10 цистерн, наполненные конденсатом сжиженного газа. В итоге произошло загорание грузового поезда. Рядом расположенные помещения «Булочно-кондитерский комбината» оказались под пламенем. О происшедшем взрыве сразу сообщили сотрудникам милиции, которые мгновенно приехали. На месте чрезвычайной ситуации организовали патрулирование, а также задействовали дополнительные силы, для обеспечения оцепления места ЧП. Врио Губернатора Кировской области, Никита Седых, также посетил место аварии. Около 400 человек необходимо было эвакуировать из домов, которые находились рядом.

    Какие меры предпринимать, чтобы предотвратить аварию

    1.     Мгновенно оповестить о несчастном случае;

    2.     Транспорт, находящийся в зоне аварии убрать, а наполнение баллонов сжиженным углекислым газом, остановить;

    3.     Баллоны, находящиеся на эстакаде полить большим количеством воды;

    4.     Пламя, появившееся на оборудование нужно сбить с помощью воды или газа, а затем приборы убрать в отдаленное место;

    5.     Устройство, имеющее устойчивое пламя, изолировать от других устройств;

    6.     Удалить все последствия, которые нанес огонь, на эстакаде нужно навести порядок, а затем заняться возобновлением отпуска сжиженного углекислого газа в баллоны.

    Как должен вести себя персонал аварийной службы:

    • Сначала он должен оповестить о тревоге;

    • Затем начинать действовать, как написано в инструкции – «сигнал общей тревоги»;

    • Чтобы предотвратить аварию, необходимо вызвать специальную организацию;

    • Доложить в обязательном порядке руководству о том, какие были приняты меры и описать их подробно, а также характер случившейся аварии;

    • Дать отбой полученной тревоги, а затем распорядиться о том, чтобы прошли работы по восстановлению, а также возобновлению отпуска сжиженного газа в специальные баллоны.

    Поведение начальника, а также мастера участка, на котором произошла авария:

    Начальник или мастер должен действовать на основании инструкции «Сигнал общей тревоги»;

    Под его контролем проводят остановку происшествия, освобождают место от людей и транспорта, он контролирует, чтобы убрали баллоны с эстакады;

    Выставленные посты, а также предупредительные знаки установлены благодаря мастеру или начальнику;

    Он следит за тем, чтобы в оперативном порядке остановилось загорание.

    Благодаря соблюдению всех разработанных норм и Правил, возникновение аварийной ситуации можно избежать. Негативные последствия возникают из-за не правильного обращения с оборудованием, а также невнимательности и рассеянности работников. На таких опасных участках все должно проходить под контролем, а работники должны знать свою работу.