• Алексенцева Л.С, Валышков И.Л., Васецкий А.Ф. "Обеспечение промышленной безопасности во время капитального ремонта нефтяных трубопроводов"
  • Алексенцева Л.С, Валышков И.Л., Васецкий А.Ф. "Обеспечение промышленной безопасности во время капитального ремонта нефтяных трубопроводов"

    Назад

    Обеспечение промышленной безопасности во время капитального ремонта нефтяных трубопроводов

    Тема нашей статьи – обеспечение промышленной безопасности во время капитального ремонта нефтяных трубопроводов, поэтому, мы попытаемся детально разобрать технику безопасности во время проведения ремонта трубопроводов, что может привести к непредвиденным обстоятельствам и как исключить любые риски возникновения взрыва. Кроме того, будут описаны случаи взрывов и наведены все способы решения ситуации. Перед тем, как приступить к описанию проблемы обеспечения промышленной безопасности, нужно вспомнить что такое капитальный ремонт трубопроводов.
    Капитальный ремонт трубопроводов – хорошо спланированная система технических мероприятий, направленная на частичное или полное их восстановление. На сегодняшний день при проведение капитального ремонта подземных нефтепроводом не обойтись без опытного и ответственного работника, который сможет руководить этим сложным процессом. На этой должности может оказаться начальник строительных участков или начальники строительно – монтажных колонн. В случаях, когда требуется осуществление выборочного ремонта, можно воспользоваться услугами работника, хорошо разбирающегося в строительстве нефтяных проводов и допущенного к руководству данным видом работ. Это может быть как опытный инженер ремонтно – восстановительной, так и ремонтно – строительной бригады.
    Практически все аварии на нефтяных трубопроводах происходят из–за коррозии металла. Статистически данные показывают, что от 33 до 55% всех аварий случаются именно по этой причине. Вторую половину от всего количества аварий занимают различные дефекты строительного происхождения. Это могут быть: дефекты кольцевого шва, нарушения правил эксплуатации, неисправности старого оборудования и другие значительные неисправности и недочеты. Каждый год происходит не меньше, чем 220 поломок и сильных аварий нефтяных трубопроводов. Но выделим определённую дату - 15 апреля 2009 года. Ведь именно тогда произошла масштабная авария, в которой произошел разлив нефти на нефтяном трубопроводе Холмогоры – Клим. В результате чего была загрязнена площадь 1,2 тысячи квадратных метров. Главной причиной аварии стал сильный износ трубы. Так же эта серьезная авария произошла из–за того, что в нужное время не было принято меры по ремонту данного нефтепровода.
    В ходе оценки всех возможных аварийных ситуаций при ремонте нефтяных трубопроводов[1] должна быть осуществлена тщательная оценка опасностей технологических процессов и проведена количественная оценка риска аварии. В первую очередь такой оценке поддаются случаи, в которых есть опасность выброса транспортируемых углеводородов.
    Для того, чтобы избежать поломки, рабочим нужно было хорошо ознакомится с основными правилами, нюансами и рекомендациями при проведении ремонта трубопроводов.

     Что нужно учитывать и знать при проведении капитального ремонта?

    1) Провести инструктаж по безопасности труда.
    2) Не нарушать правила, написанные в требованиях безопасности труда.
    3) Следить за техническим состоянием всех механизмов.
    4) Следить за достаточным количеством средств для индивидуальной защиты рабочих.
    5) Оформить наряд – допуск на проведение газоопасных работ.
    6) Разработать полный комплекс мероприятий, направленных на проведение работ при полной безопасности персонала.

    Настоящие правила безопасности при капительном ремонте нефтяных трубопроводов разработаны в соответствии с:
    1)Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ (с изменениями на 27.07.2010)
    2) Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 (с изменениями на 24.03.2011).

    Каждый пункт должен быть хорошо изучен и разработан разными организациями. Например, проведение инструктажа по безопасности должна проводить определенная организация в штате, состоящая из работающих. Организация, которая выполняет работы, должна следить за соблюдением всех пунктов, норм и требований, которые подробно описаны в безопасности труба при производстве работ. Не обойтись и без одного из самых важных этапов – тщательной проверки технического состояние всех механизмов и средств индивидуальной защиты. Ответственность за проверку возлагается на цехи или участки конкретных подразделений. Так же на такие участки лежит ответственность за содержание и дальнейшую эксплуатацию средств защиты для персонала.

    Для чего нужен наряд-допуск?

    Наряд-допуск – документ, который выдается только на определенный срок, на протяжении которого конкретный объем работ должен быть полностью завершен. Все наряды-допуски нумеруются и записываются в конкретном журнале. Максимальный срок для хранения закрытого наряда-допуска не должен превышать 30 дней. Любые исправление, внесения изменений в такие документы не проводятся и строго запрещены.

    Некоторые нюансы и рекомендации:

    1) На всех площадках для ремонта можно установить несколько мест для приема пищи и отдыха (вагончики). Зимой такие места должны хорошо отапливаться, в них должно быть все удобства: душ, сушилка, умывальник.
    2) Каждый рабочий должен быть оснащен всеми средствами для индивидуальной защиты и спецодеждой.
    3) Проведение любых работ, связанных с ремонтом трубопровода, нужно осуществлять при дневном свете. В случаях, когда работы будут продолжаться и в ночное время, вся местность для работы должна быть хорошо освещена.
    4) Перед началом работ все сварочные агрегаты и электростанции нужно заземлять.
    5) При работе в зимнее время года, на участках, имеющих поперечные уклоны, нужно использовать ремонтно – строительную технику, оснащенную скобами против бокового скольжения.
    6) На месте, где проходят работы ремонтной колонны, должен находиться любой вахтовый автотранспорт.
    7) В случаях, когда проводятся капитальные работы в горных условиях, человек, который руководит всем процессом, должен иметь постоянную связь с метеорологической станцией. Руководитель работ обязан оповещать всех рабочих о любом сильном изменении климатических условий (надвигающихся стихийных бедствиях).
    8) Руководитель должен принимать меры по обеспечению максимальной безопасности всего работающего персонала.
    Подготовительные этапы перед капитальным ремонтом нефтяных трубопроводов:
    • Важнейший пункт, от которого зависит безопасность проведения дальнейшего ремонта - тщательное обследование технического состояния трубопровода.
    На сегодняшний день Россия занимает второе место в мире по протяжности трубопроводов, но, к сожалению, качество и прочность нефтепроводов не соответствуют всем необходимым стандартам и нормам. По оценкам специалистов значительное количество трубопроводов срочно требует замены, практически все нефтяные трубопроводы изношены на 50 – 70 %.
    • Утверждение задания на проектирование ремонта.
    • Разработка и размещение уточненного профиля нефтяного провода.
    • Проведение оформление всех необходимых документов по отводу земель в соответствии с конкретными условиями рекультивации.
    • Утверждение для каждой профессии РНУ, СМУ, РСУ инструкции.
    • Контроль всей воздушной среды в траншее. Действие рекомендуется проводить перед каждым началом осуществления изоляционных и сварочных работ. Зачастую контроль проводят не меньше, чем раз в два часа.
    • Разработка и утверждение всего рабочего проекта на капитальный ремонт.
    • Установка стремянки с уклоном один к трем и планок через 0, 15 – 0,25 метров. (две лестницы на пять человек). Данный этап проводится для обеспечения мгновенного выхода всех рабочих из траншей.
    !Важно знать! Подготовительный этап является достаточно важным, так как от соблюдения всех рекомендаций и правил подготовительных работ зависит безопасность выполнения ремонта трубопровода. Но не смотря на все это, из – за того, что не соблюдаются элементарные правила безопасности в России ежегодно происходят крупнейшие аварии на трубопроводах.
    • Установка специальных мостиков, имеющих ширину не менее 0,8 метров и перил, высотой 1 м. Такие перила должны иметь не менее одной промежуточной опоры, которая не должна задевать трубку.
    • Обеспечение руководителя колонны качественной двусторонней радиотелефонной связью с: участниками восстановительных, изоляционных или других видов робот; персоналом, находящимся на участке по рекультивации; оператором станции.
    • Оформление финансирования.
    • Отправка готовой проектной и технической документации работникам из ремонтно – строительного управления.

    Достаточно часто возникают ситуации, в которых нужно ввести более новые приемы, связанные с ремонтом нефтяных трубопроводов. Иногда нужно использовать новые виды строительных машин, применить более подходящие материалы, для которых безопасные методы и приемы просто не предусмотрены действующими актами.

    При появлении угрозы обвала траншеи, ее нужно срочно покинуть. Стенку, в которой были обнаружены трещины, лучше всего просто разрушить, потом удалить грунт и попробовать укрепить стенку траншеи. Лучшим вариантов для проведения укрепления стенок будет срезание грунта для увеличения откосов. Каждая ремонтная колонна должна иметь аптечку со всеми нужными медикаментами, так как при любом несчастном случае работнику понадобится своевременная медицинская помощь.

    Статистика аварий трубопроводов говорит о том, что из – за конструкций, проработавших более 20 лет, очень часто возникают большие аварийные ситуации. В результате чего, колоссальное влияние получает вся окружающая среда.
    Для максимального обеспечения промышленной безопасности в горных условиях нужно[2]:
    • Точно рассчитывать дороги или подъезды к трассе трубопровода.
    • Хорошо спланировать разнообразные переезды и переправы.
    • Установить запланированные в проекте противооползневые и водопропускные сооружения.
    • Максимально расчистить местность, на которой будут проводиться различные ремонтные работы (избавится от отдельных валунов или нависших глыб, удалить отдельные пни и деревья, которые в будущем могут привести к проблемам). Самые большие по габаритам валуны рекомендуется раздробить любыми способами. В случаях, когда проводится скатывание мелких валунов, рабочие должны находиться только с нагорной стороны. Валуны можно сдвигать ломами, не используя ноги. Дробить камни молотком можно только в тех случаях, когда все рабочие находятся на безопасном расстоянии от них.
    • В горных местах, в которых наблюдаются склоны 35 градусов и больше, все рабочие на лесосеках должны иметь съемные металлические подковы.
    • Категорически запрещается проводить ремонтные работы трубопровода в выемках, в которых откосы плохо очищены от различного мусора.
    • В случаях, когда ремонтные работы проводятся на откосах и склонах, высота которых превышает 3 метра, а крутизна составляет более 45 градусов, у каждого работающего должен присутствовать специальный предохранительный пояс с пеньковым канатом. Один конец такого каната должен быть крепко прикреплен к штырю из металла, второй - к рабочему. Металлический штырь должен быть пробурен на глубину не менее 50 сантиметров.
    • Не допускать работу трубоукладчика на поперечных наклонах, превышающих 7 градусов и продольных наклонах, которые превышают 15 градусов. Робота при таких условиях разрешается с использованием специально предназначенного якоря.

    При проведении любого вида работ нужно заранее выравнивать путь, по которому должен пройти экскаватор. На участках, уклон которых превышает 15 градусов, рекомендуется провести тщательное крепление экскаватора анкерами. Число удерживающих механизмов, которые обеспечивают максимальную безопасность, зависит от крутизны склона, типа грунта и модели строительной техники. Часто, для того, чтобы избежать противовеса, рабочие разворачивают поворотную часть экскаватора и сторону подъема. Редко выкладывают под противовесом опорную клеть из бревен. Для того, чтобы исключить риск опрокидывания трубоукладчика, у которого откинут контргруз, его необходимо оснастить тросом, соединяющим с трактором.

    Особенности проведения ремонта нефтяного трубопровода (траншей) в зимний период

    Разработка траншей зимой, во время капитального ремонта нефтяных трубопроводов, может быть выполнена безопасно только в случаях, когда руководитель работ изучает все тонкости данного процесса в зимнее время. Разработку траншей специальными экскаваторами рекомендуется проводить при максимальной глубине промерзания грунта 0,1 и 0,25 метров. Разрабатываемый грунт без рекультивации почвы нужно размещать в двух отвалах по обе стороны траншеи. Такие действия следует произвести с целью предотвращения наезда автотракторной техники на уже вскрытый участок трубопровода. Длина перемычек между вскрытыми участками должна быть 10 метров и выше.
    Несоблюдение элементарных правил безопасности может привести к серьезным последствиям и угрожать жизни рабочих!

    Сварочные работы. Обеспечение промышленной безопасности при проведении сварочных работ

    Любые сварочные работы на нефтяных трубопроводах проводятся с целью полного восстановления поврежденных стенок труб, усиления кольцевых швов, приварки штуцеров и т.д. Сварочные работы проводят вместе с общим потоком ремонтных работ. Нужно учитывать тот факт, что категорически запрещается проводить сварочные работы на трубопроводах, которые являются частично заполненными перекачиваемой нефтью. Кроме того, трубопровод (на месте производства) должен быть полностью заполнен перекачиваемой нефтью.
    Каждый вид работ требует внимательного изучения их особенностей. Только правильный подход к работе, может гарантировать проведение всего процесса без любых происшествий и неприятностей. Как правило, у предприятий, которые соблюдают все выше описанные пункты, не возникает масштабных аварий. Опираясь на статистические данные и зафиксированные случаи, любое не соблюдение элементарных правил может привести к серьезным последствиям (как пример нужно вспомнить случай на трубопроводе Пермь – Альметьевск. Там из–за недопустимо высокого износа трубы в ближайшие водоемы вылилось 2000 тонн нефти).

    Валышков Игорь Леонидович, главный инженер ООО «ЭКОЛ и НК»
    Васецкий Александр Федорович, зам. генерального директора ООО «НТЦ ЭДО»
    Алексенцева Лилия Самуиловна, заведующая сектором, ООО НПП «Механик»