• Лысков А.Н. "Типовые нарушения при эксплуатации подземных лифтовых установок на рудниках и шахтах и способы борьбы с ними"
  • Лысков А.Н. "Типовые нарушения при эксплуатации подземных лифтовых установок на рудниках и шахтах и способы борьбы с ними"

    Назад

    Лысков Александр Николаевич,
    директор ООО «Стройсервис»

    Типовые нарушения при эксплуатации подземных лифтовых установок на рудниках и шахтах и способы борьбы с ними

    Подземные лифты имеют ряд эксплуатационных особенностей, есть и типовые нарушения, которые допускают практически на всех шахтах и рудниках.

    При глубоком залегании полезных ископаемых, шахты и рудники могут разрабатываться на довольно большой глубине. Именно в этом случае возникает необходимость в лифтовых установках, которые максимально быстро и комфортно доставляют персонал на работу и с работы, а так же поднимают грузы и опускают в шахту нужное оборудование и материалы.
    Лифты, важная часть оборудования, поэтому они должны постоянно содержаться практически в идеальном техническом состоянии. Только это может гарантировать безаварийную работу и безопасность перевозок.
    Давайте рассмотрим основные нарушения при работе с подземными лифтами, а так же методики их ликвидации.

    Сценарии аварий в лифтовых установках
    Подземные лифтовые установки подвержены тем же поломкам что и обычные лифты в жилых домах. Однако, их ремонт значительно осложняется тем, что свободного доступа к лифтовой шахте практически нет. Поэтому любая авария приобретает серьезные последствия.
    Самый негативный сценарий аварии это обрыв тросов лифта. Если такой инцидент происходит в пассажирском лифте во время перевозки людей, то он может привести даже к летальным последствиям. Если лифт современной конструкции, то аварийные тормоза вполне позволяют избежать негативных последствий. Однако восстановительные работы вследствие специфики лифтов могут затянуться надолго, тем самым полностью или частично парализовав работу шахты.
    Второй из самых распространенных случаев поломки лифта, это выход из строя моторов или электронных комплектующих. Такая поломка тоже может на некоторое время парализовать работу шахты. Такие поломки несложно устранить, однако если лифт остановится в недоступной для работы части лифтового тоннеля, то провести ремонтные работы тоже будет проблематично.
    Третий из самых распространенных сценариев аварий, это неправильное обращение с лифтом. Стоит заметить, что именно данный тип аварий самый распространенный, и имеет место практически на всех шахтах. Конечно, найти или составить статистику таких аварий практически невозможно, так как в большинстве случаев такие аварии просто не фиксируются.
    Нарушения и способы их устранения
    Несмотря на то, что практически в каждой шахте лифт имеет свои особенности конструкции, есть ряд поломок, которым они подвержены из-за нарушений правил эксплуатации. Именно эти моменты мы рассмотрим ниже.

    Канаты
    В любом лифте, канаты это составляющая, которая максимально подвержена износу. Есть ряд требований к эксплуатации тросов, которые нужно исполнять.
    При выборе троса для лифта, нужно руководствоваться простой формулой расчета коэффициента запаса прочности (K) который должен быть минимально 8:
    K=P/S
    Здесь:
    • Р - разрывное усилие каната;                                                
    • S - максимальная нагрузка, действующая на канат при нахождении кабины с номинальной нагрузкой на уровне нижней этажной площадки.
    Такой рабочей прочности достаточно для того чтобы обеспечить работоспособность лифта. Кроме того, сталь проволоки для каната, должна быть минимально марки В.
    Однако, самое частое нарушение в отношении канатов, это их эксплуатация после истечения срока службы. Данное нарушение имеет место вследствие недостаточного финансирования шахт или простого желания сэкономить.
    Согласно РД 03-301-99, максимальный срок службы каната лифта составляет 2 года, этот срок может быть продолжен, после проверки всей длинны каната дефектоскопом на 1 год. Однако такое продление срока службы, возможно только 2 раза, и больше чем 4 года использовать канаты не рекомендуется.
    Помимо этого, каждый день механик лифта или другое ответственное лицо, должно осматривать канат на предмет повреждений, при скорости, не превышающей 0,3 м/с. Если будут обнаружены разрывы, утончение или залегание отдельных витков каната, то эксплуатация лифта должна быть прекращена.
    Помимо этого раз в месяц, главный механик или его заместитель, должен провести тщательный осмотр каната по всей длине. Результаты осмотра заносятся в специальный журнал.
    Конечно, если придерживаться этих и других требований, которые прописаны в ГОСТах и правилах эксплуатации, то канаты всегда будут в рабочем состоянии и можно не беспокоиться о работе лифта. Однако, самые частые нарушения, это несвоевременный осмотр и превышения срока эксплуатации канатов. Дело в том, что если лифт работает исправно, механики могут просто потерять бдительность и не проводить необходимые осмотры и замеры, просто заполняя журнал по примеру предыдущих осмотров. А это приводит к тому, что канат изнашивается и вовремя не заменяется. В результате он не выдерживает нагрузки в самый неподходящий момент, даже, несмотря на восьмикратный запас прочности.
    Единственным способом избежать неожиданного обрыва тросов и их чрезмерного износа, это просто проводить вовремя плановый осмотр и замену самих тросов.
    Плановые проверки работоспособности лифта
    Согласно нормам эксплуатации подземных лифтов, каждые сутки, механиками лифтов должны проводиться следующие осмотры и проверки:
    • наличия и достаточного освещения кабины, шахты и площадок перед дверьми шахты;
    • состояния ограждения шахты и кабины;                          
    • исправности действия замков дверей шахты;                                 
    • исправности действия контактов дверей шахты и кабины;
    • исправности действия подвижного пола;                           
    • точности остановки кабины на этажах;                      
    • исправности действия кнопки "Стоп", светового сигнала "Занято", звуковой сигнализации, двухсторонней переговорной связи и сигналов переговорной связи и сигналов на диспетчерском пульте.
    Если при осмотре обнаруживаются неисправности, то их по мере возможности устраняют или полностью прекращается работа лифта.
    Именно отсутствие каждодневных проверок, зачастую приводит к тому, что накапливаются неисправности лифта, что может привести к серьезной поломке или аварии на производстве. Особенно важен каждодневный осмотр на грузовых лифтах, которые вывозят на поверхность груз с рудой или другими полезными ископаемыми.
    Важно, что главный инженер или другое ответственное лицо, должен контролировать проведение плановых проверок, а так же контролировать ведение журнала осмотров лифта,только в этом случае можно избежать неожиданной поломки лифта.

    Устройство обратной связи
    Помимо прочего, в современных лифтах предусмотрено устройство обратной связи с диспетчером лифтов. Ведь именно оно позволяет быстро связаться с аварийной службой, описать поломку, и после этого ее быстро устранить. Таким образом, даже при серьезной поломке, время ожидания ремонта будет минимальным.
    Однако, из-за того что связью в лифтах пользуются крайне редко, а периодический его осмотр устройства не входит в перечень необходимых работ по ремонту, нередко случается что связь просто не работает. В результате при поломке, нет возможности связаться с диспетчером, что задерживает ремонтные работы.
    Поддержание устройства обратной связи в рабочем состоянии, это тоже прямая обязанность механиков, и минимально раз в неделю, желательно проверять связь.

    Тормозные элементы лифта
    Для уменьшения нагрузки на электропривод лифта, должно присутствовать устройство ограничения скорости.
    Устройство ограничения скорости должно:
    а) действовать независимо от устройства рабочего замедления;
    б) снижать к моменту соприкосновения с буфером скорость движения кабины до величины не более:
    V_k=V_δ/1.15

    Где:
    • Vδ - скорость, на которую рассчитан буфер (м/с);              
    • Vк - скорость соприкосновения кабины с буфером (м/с)
    Именно работоспособность ограничителя скорости обеспечивает максимально долгую продолжительность работы электропривода лифта и минимальный износ канатов при работе. Поэтому периодически работоспособность элементов торможения должна проверяться механиками.

    Нарушение норм эксплуатации рабочими
    Большинство несчастных случаев и травм в подземных лифтах, происходят именно из-за нарушений правил техники безопасности и эксплуатации подземных лифтов. Первое что стоит заметить, что подземные лифты, выполняются в виде клети, а не закрытой кабины как в надземных лифтах. Такая конструкция обусловлена не только экономическими показателями а и необходимостью интенсивного проветривания не только самой шахты а и кабины лифта. Однако такая конструкция связанна с некоторыми опасностями для пассажиров, которые стоит учитывать при эксплуатации.
    Первое, это нельзя транспортировать в клетях, это инструменты и материалы, которые могут упасть в лифтовую шахту через стенки клети. Ведь даже незначительный по размерам объект который попадет в лифтовую шахту, может нарушить работу механизмов которые находятся на дне лифтовой шахты.
    Второй распространенный случай это перегрузка лифта. Ведь в этом случае значительно усиливается износ тросов, именно это может послужить причиной необходимости ремонта и соответственно лишних затрат.
    В большинстве шахт, которые работают со времен СССР, модернизация лифтов не проводилась, и там используются старые конструкции, в которых практически полностью отсутствует автоматика. После смены рабочие спешат домой, и лифт перегружается, а так как система автоматической блокировки лифта при перегрузке отсутствует, то это приводит к тому, что элементы лифта изнашиваются намного быстрее. Это самое распространенное нарушение правил эксплуатации лифта в шахтах.
    Избежать перегрузок лифта можно двумя способами, модернизировав его и установив ограничители веса или просто контролировать количество работников которые поднимаются или опускаются в нем за один раз. Хотя модернизация лифта, дает намного лучшие результаты, чем простой контроль.
    Ну и помимо этого время от времени нужно проводить инструктаж по правилам техники безопасности транспортировки в лифте. Обычно такой инструктаж проводится вместе с основным инструктажем. Такой инструктаж поможет снизить количество несчастных случаев по вине работников.

    Проведение ремонтных работ без соблюдения ПТХ
    Именно механики и ремонтники чаще всего нарушают правила техники безопасности. Связанно это с тем, что им нужно максимально быстро выполнить ремонт при остановке лифта, особенно если между пролетами застряли люди или груз.
    Последствия такого пренебрежения правилами техники безопасности могут быть весьма плачевными, от нанесения увечий до летальных случаев. Ремонт лифта, особенно подземного это не только ответственная а и опасная работа.
    Именно поэтому главный механик должен всегда проводить соответствующие инструктажи и контролировать проведение всех работ. Только так можно снизить количество несчастных случаев среди персонала ремонтной бригады.
    Борьба с нарушениями норм эксплуатации подземных лифтов
    Задача главного механика и других ответственных лиц, всеми доступными средствами бороться с нарушениями норм эксплуатации на подземных лифтовых установках на рудниках и шахтах. Это поможет максимально продлить срок эксплуатации лифта, избежать простоев в работе, и самое главное сократить количество несчастных случаев на работе.
    Также нужно уделять особое внимание модернизации лифтовых установок. Ведь современное оборудование позволяет максимально сократить количество поломок и обеспечить лучшую работу лифта. Ну а кроме того, модернизация оборудования позволяет сэкономить и намного ускорить работу.
    Стоит помнить, что любая работа в шахте, связанна с опасностью, ведь точно предсказать поведение горных пород при их разработке, практически невозможно. Поэтому даже сам ствол лифтовой шахты, несмотря на то, что он укреплен, может осыпаться в результате вибрации от взрывов. И, конечно же, при аварии на шахте, лифт, это единственный путь к спасению для всего персонала. Поэтому лифт всегда должен быть в рабочем состоянии. Единственный способ этого достигнуть, придерживаться норм и правил эксплуатации, только в этом случае техника вас никогда не подведет.

    Список литературы:
    ГОСТ Р 53297-2009
    ПБ 03-553-03
    ПБ 10-558-03
    РД 03-301-99