• Малышев А.М. "Сравнительный анализ мероприятий по обеспечению промышленной безопасности магистральных нефте- и газопроводов"
  • Малышев А.М. "Сравнительный анализ мероприятий по обеспечению промышленной безопасности магистральных нефте- и газопроводов"

    Малышев Антон Михайлович, эксперт по промышленной безопасности ЗАО НТЦ «ТехноЭксперт»

    Сравнительный анализ мероприятий по обеспечению промышленной безопасности магистральных нефте- и газопроводов

    В статье подробно рассмотрено понятие сравнительного анализа, какие функции он выполняет, когда используется и зачем применяется при обеспечении промышленной безопасности на магистральных нефте- и газопроводах.

    Сравнительный анализ мероприятий по обеспечению промышленной безопасности магистральных нефте- и газопроводов

    Промышленная безопасность опасных производственных объектов определяет степень защищенности общества в целом и каждого человека в отдельности от аварий и их последствий. Нельзя сказать, что промышленная безопасность является составной частью охраны труда, у нее иная цель, чем просто охрана жизни человека. Основной задачей промышленной безопасности является предотвращение и устранение последствий после производственных катастроф.

    В ходе осуществления промышленной безопасности на опасных объектах промышленности составляется и реализуется план мероприятий, направленных на достижение основной цели. В ходе согласования и реализации этих мероприятий необходимо обозначать их эффективность, сравнивать, чтобы убедиться в экономической необходимости,  поэтому и проводится сравнительный анализ.

    Среди основных мероприятий в области промышленной безопасности можно выделить следующий список:

    ·           Эксплуатация, проектирование, реконструкция, ремонт, ликвидация, консервация промышленного объекта.

    ·           Наладка, обслуживание, монтаж, изготовление необходимого для работы производственного оборудования.

    ·           Проведение всех необходимых экспертиз.

    ·           Переподготовка и подготовка сотрудников обслуживающий производственный объект.

    Любая организация, которая эксплуатирует опасный промышленный объект, обязана:

    ·           Соблюдать номы и требования ФЗ № 116 и других нормативных актов, правил и документов.

    ·           Иметь соответствующую лицензию.

    ·           Заниматься укомплектацией своего штата в полном составе.

    ·           Допускать к осуществлению работ только квалифицированных специалистов удовлетворяющих соответствующим требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний.

    ·           Обеспечивать регулярную аттестацию и переаттестацию своих сотрудников.

    Под сравнительным анализом в современном мире понимают деятельность квалифицированной группы специалистов, которая основана на сравнении отчетов, прогнозов или экономических показателей за предыдущие периоды. В нашем случае можно говорить об эффективности каждого метода промышленной безопасности и сравнении их между собой.

    Что дает нам такой анализ? Если учитывать, что каждое проводимое предприятием мероприятие для увеличения степени промышленной безопасности на объекте стоит определенных затрат, то те методы, которые не оправдали себя в конце года могут быть пересмотрены или заменены на новые методы достижения поставленной цели.

    Затраты этого типа это капитальные вложения и эксплуатационные расходы. К капитальным вложениям можно отнести единовременные траты на создание основного фонда, улучшающего качество промышленной безопасности на предприятии, а также совершенствование используемого оборудования.

    При расчете экономической обоснованности мероприятия по промышленной безопасности необходимо учитывать чистый дисконтированный доход, который представлен в виде разницы между всеми доходами, которые имеет организация и расходами.

    Для сравнения мы возьмем ситуацию, когда на объекте отсутствует система автоматического пожаротушения, но есть средства первичного пожаротушения, которые имеют малую эффективность. В нашем случае начнем расчеты с вычисления материальных годовых потерь используя формулу:

    М(П) = М(П1)+М(П2)+М(П3), где

    где М(П1) - математическое ожидание годовых потерь от пожаров, потушенных первичными средствами пожаротушения;
    М(П2) - математическое ожидание годовых потерь от пожаров, потушенных привозными средствами пожаротушения;
    М(П3) - математическое ожидание годовых потерь от пожаров при отказе всех средств пожаротушения.

    В данном случае мы имеем

    М(П1) = JFCTFпож(l+k)p1;

    M(П2)=JF(CTFпож+Ck)0,52(l+k)(l-p1) p2;

    M(П3)=JF(CTFпожk)(l+k)[l-p1-(l-p1)p2]

    Если имеются средства автоматического пожаротушения, годовые потери при пожаре будут рассчитывать по формуле:

    М(П)=М(П1)+М(П2)+М(П3)+М(П4), где

    М(П1) - математическое ожидание годовых потерь от пожаров, потушенных первичными средствами пожаротушения;
    М(П2) - математическое ожидание годовых потерь от пожаров, автоматическими установками пожаротушения;
    М(П3) - математическое ожидание годовых потерь от пожаров, потушенных привозными средствами пожаротушения;
    М(П4) - математическое ожидание годовых потерь от пожаров при отказе всех средств пожаротушения.

    В этом случае мы имеем:

    М11) = JFCTFпож(l+к)р1

    М2П2=JSCTFпож (l+к)(l-p1)p3

    М33)=JF(CTFпод+Cк)0,52(l+к)[l-p1-(l-p1)p3]p2

    М44)=JF(CTFпожк)(l+к){l-p1-(l-p1)p3-[l-p1-(l-p1)p3]p2}

    где J - вероятность возникновения пожара, 1/м2 в год;
    F - площадь объекта, м2;
    CT - стоимость поврежденных оборотных фондов, руб/м2;
    Fпож - площадь пожара на время тушения первичными средствами, м2;
    Р1, Р2, Р3 - вероятность тушения пожара первичными, привозными и автоматическими средствами;
    0,52 - коэффициент, учитывающий степень уничтожения объекта тушения пожара привозными средствами;
    Ск - стоимость поврежденных частей здания, руб/м2;
    F'пож - площадь пожара за время тушения привозными средствами;
    F"пож - площадь пожара при отказе всех средств пожаротушения, м2;
    k - коэффициент, учитывающий косвенные потери.

    Вероятность возникновения пожара можно вычислить, имея на руках статистические данные для рассматриваемого нами объекта как отношение общего количества произошедших пожаров к размеру площади. В рассматриваемом нами случае стоимость объекта берутся из проектных материалов или, если их нет, используются укрупненные показатели.

    Вероятность того, что безотказно будут работать первичные средства пожаротушения Р1 мы берем в зависимости от того, насколько скорость горения поверхности Y1. В нашем случае примем Р1 как 0,79.

    Возможность того, что пожар будет потушен привозными средствами Р2 будет  рассчитываться в зависимости от расхода воды по нормативу и на основании имеющихся данных, о наличии бесперебойного водоснабжения Q. В данном случае у нас будет Р2 0,75.

    Если нет статистических данных, вероятность пожаротушения автоматической системой составляет Р3 0,86.

    Остальные показатели необходимо брать готовыми из специально составленных таблиц. В нашем отдельном случае, который мы рассматриваем как пример, у нас в итоге выходит следующее:

    М(П1)=0,0000094х1512х1680х4х(1+0,98)х0,79=143,3 рублей в год;

    М(П2)= 0,0000094х1512х3360х706,6х(1+0,98)х0,52х(1-0,79)х0,95=6931,2 рублей в год;

    М(П3)= 0,0000094х1512х3360х1512х(1+0,98)х[1-0,79-(1-0,79)х0,95]=1501,1 рублей в год.

    Во втором варианте получится:

    М(П1)=0,0000094х1512х1680х4х(1+0,98)х0,79=149,3;

    М(П2)=0,0000094х1512х1680х120х(1+0,98)х0,52х(1-0,79)х0,86=532,8;

    М(П3)=0,0000094х1512х3380х176,6(1+0,98)х0,52х[1-0,79-(1-0,79)х0,86]х0,75=195,4

    М(П4)= 0,0000094х1512х3380х1512(1+0,98)х{1-0,79-(1-0,79)х0,86-[1-0,79-(1-0,79)[0?86]х00,75}=1072,3

    Если имеются нарушения в системе пожарной безопасности и нет системы автоматического пожаротушения или сигнализации, то в первом варианте потери составят:

    М(П)=149,3+6931,2+1501,1=8581,6 рублей в год

    Если есть модуль автоматического пожаротушения, то:

    М(П)=149,3+532,8+195,4+1072,3=1949,8 рублей в год

    Если более подробно рассматривать проектно-сметную документацию, то цена на внедрение системы пожаротушения обойдется в среднем К=29500 рублей.

    Интегральный экономический эффект считаем с применением формулы:

    Сравнительный анализ мероприятий по обеспечению промышленной безопасности магистральных нефте- и газопроводов(рис2)

    М(П1) и М(П2) - расчетные годовые материальные потери в базовом и планируемом вариантах, руб/год;
    К1 и К2 - капитальные вложения на осуществление противопожарных мероприятий в базовом и планируемом вариантах, руб.;
    Р1 и Р2 - эксплуатационные расходы в базовом и планируемом вариантах в t-м году, руб/год, включающие в себя амортизацию и зарплату обслуживающего персонала.

    Норму дисконта принимаем 10%.

    В первом варианте нет необходимости делать капитальные вложения, поэтом R = 0, а И=0.

    Во втором варианте приблизительный расчет можно сделать на 12 лет вперед, для этого используем формулу:

    Rt=/М(П1) – М(П2)/=8581,6-1949,8=6631,8 рублей

    Теперь мы видим, что наши расчеты в любом случае показывают экономическую целесообразность внедрения системы пожаротушения.

    За 12 лет прибыль компании составит в среднем:

    Итек=И+kинф=10524,1х5,241=55156,8 рублей

    В профессиональной сфере есть такое понятие как экономика безопасности производства – которая определяет, каким образом необходимо распределять ограниченные ресурсы для осуществления необходимого уровня промышленной безопасности. Если рассматривать это понятие со стороны безопасности на предприятии, то можно составить следующую структуру:

    Сравнительный анализ мероприятий по обеспечению промышленной безопасности магистральных нефте- и газопроводов(рис3)

    Вот основные статьи, которые и определяют экономику безопасности. Но рассматривать эффективность проводимых мероприятий нельзя только с финансовой стороны. Обеспечение промышленной безопасности на магистральных и нефте- и газопроводов выполняет важную задачу – предотвращение и устранение последствий аварии, которые чаще всего становятся причинами несчастных случаев.

    При проведении сравнительного анализа важно учитывать не только экономическую составляющую мероприятия, но и то, насколько эффективно благодаря нему можно сократить уровень опасности на магистральных трубопроводах.

    Важно использовать в работе следующие документы:

    ·         Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21 июля 1997 № 116-ФЗ.[1]

    ·         Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.94 г. N 68-ФЗ. [2]

    ·         Федеральный закон "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" N 195-ФЗ от 30.12.2001 г. [3]

    ·         О государственных надзорных органах от 12.11.92 г. N 1355 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992 г., N 20, ст.1661) с изменениями на 9 июля 1997 года. [4]

    ·         Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации от 17.12.97 г. N 1300 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1997 г., N 52, ст.5909). [5]

    Многие исследователи выражали мысль о том, что от качества входной информации зависит качество выходной, поэтому старались в своей работе использовать самые точные статистические данные и качественные расчеты.

    Есть и другая проблема во время проведения сравнительного анализа – формализация предоставляемой информации, которую собирают относительно нефте- и газопроводов. Обрабатывать такие данные достаточно сложно, поэтому до сих пор актуален вопрос о разработке метода, который бы позволял собирать информацию и подбирать необходимые данные для расчетов. Многие специалисты говорят о том, что сбор и хранение информации будет наиболее эффективными, если будут работать информационно-аналитические комплексы.

    Наличие таких комплексов внутри организации или независимо от нее позволит значительно увеличить эффективность сравнительного анализа. Для анализа необходимо провести несколько основных действий:

    ·          Составить список технологических параметров анализируемых в процессе сравнительного анализа параметров.

    ·          Список возможных нарушений при реализации мер по обеспечению промышленной безопасности.

    ·          Список возможных ошибок сотрудников, которые могли стать причиной отказа оборудования, что и привело к возникновению аварии или несчастного случая.

    Сегодня весь сбор необходимой информации для анализа подразумевает два способа:

    ·          Автоматический режим считывания технологических параметров.

    ·          Ручной метод записи отказа оборудования, ошибок работников, которые невозможно зафиксировать автоматически.

    Во время проведения сравнительного анализа мероприятий по обеспечению промышленной безопасности магистральных нефте- и газопроводов к нему предъявляются особые требования, в том числе он должен быть:

    ·          Проводиться в соответствии с законодательством страны.

    ·          Иметь методическое обеспечение.

    ·          Гарантировать качество проведенной работы.

    Основные задачи сравнительного анализа:

    ·          Предоставление объективной информации относительно качества мероприятий промышленной безопасности на магистральных нефте- и газопроводах.

    ·          Получение сведений о наиболее бесполезных мерах промышленной безопасности, которые являются только лишней графой в строке затрат.

    ·          Предоставление качественной и обоснованной информации относительно рекомендаций по организации мероприятий промышленной безопасности.

    Если разбираться в том, для чего нужен сравнительный анализ, то он отвечает на такие вопросы как:

    ·          Какие мероприятия являются наиболее эффективными при организации промышленной безопасности на магистральном нефте- и газопроводе.

    ·          Какие есть возможности по совершенствованию или замене неэффективных методов обеспечения промышленной безопасности.

    ·          Как может измениться ситуация в лучшую сторону, если усовершенствовать меры по обеспечению промышленной безопасности.

    Нельзя не сказать, что сравнительный анализ на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных способов установить, какой из методов обеспечения промышленной безопасности является наиболее эффективным.

    Сравнительный анализ стоит использовать:

    ·          На стадии размещения, проектирования и устройства объекта.

    ·          При обосновании и выборе мероприятий.

    ·          При необходимости сравнения используемых методов обеспечения промышленной безопасности на магистральном нефте- и газопроводе.

    Только вовремя проведенные мероприятия, а также их постоянное финансовое обеспечение позволяют значительно снизить количество травм на участке эксплуатации магистрального нефте и газопровода. Уменьшение числа аварий, а также несчастных случаев в свою очередь приводит к сохранению на предприятии денежных средств, предусмотренных на оплату сотрудникам и устранение последствий ЧП.

    Чтобы полностью освоить норматив по промышленной безопасности на предприятии, эксплуатируемом участок магистрального нефте- или газопровода необходимо определить для себя указанные в таблице ключевые направления в рассматриваемой области.

    Система

    Направление

    1

    2

    Технико-технологическая

    Обновление используемого, с постепенным переходом на более безопасное.

    Использование новых, более актуальных технологий.

    Организационная

    Увеличение эффективности ремонтных работ и их безопасности.

    Выявление ОПО и разработка графиков их текущих обследований.

    Более эффективное распределение средств на обновление используемого оборудования.

    Разработка нормативно-технической документации.

    Создание системы инструктажа.

    Управления

    Работа над разработкой и использованием системы экономического стимулирования сотрудников, соблюдающих технику промышленной безопасности.

    Проведение аттестации рабочего места.

    Разработка программы отбора и обучения персонала.

    Коммуникационная

    Работа над увеличением оперативности и достоверности поступающей информации о магистральном нефте- и газопроводе.

    Совершенствование системы учета и контроля.


    Сравнительный анализ в конце отчетного периода позволяет определить, удалось ли с использованием новых мер и технологий увеличить качество безопасности на участке эксплуатации нефте- и газопровода.

    Обязательно во время проведения анализа сравнивается информация по нескольким отчетным периодам по произошедшим авариям и несчастным случаям, чтобы на более длительном сроке определить положительные или негативные тенденции.

    В процессе анализа принимаются все причины, которые привели к возникновению ЧП, устанавливаются факты нарушения персоналом правил промышленной безопасности и иные грубых нарушения, в том числе допуск к оборудованию неквалифицированного персонала, некачественный ремонт и многое другое.

    В процессе анализа выявляются не только основные факторы, по которым произошли ЧП, но и перечень мер, которые не привели к должному эффекту или были проведены с нарушениями, в результате чего достичь ожидаемого результата не удалось.

    В результате анализа всегда видно, насколько каждый из методов обеспечения промышленной безопасности на магистральном нефте- и газопроводе является эффективным.

    Среди наиболее эффективных методов можно отметить:

    ·          Строгий контроль за качеством проведения ремонтных работ.

    ·          Своевременное обслуживание и замена оборудования.

    ·          Набор высококвалифицированного персонала.

    ·          Соблюдение внутренних инструкций и правил эксплуатации оборудования.

    Чтобы провести качественный сравнительный анализ необходимо собрать группу специалистов, в том числе тех, кто занимается сравнением статистических данных, может оценить и рассчитать экономическую пользу от мероприятия по организации промышленной безопасности.

    Список литературы:

    1.        Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21 июля 1997 № 116-ФЗ.[1]

    2.        Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.94 г. N 68-ФЗ/

    3.        Федеральный закон "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" N 195-ФЗ от 30.12.2001 г.

    4.        О государственных надзорных органах от 12.11.92 г. N 1355 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992 г., N 20, ст.1661) с изменениями на 9 июля 1997 года.

    5.        Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации от 17.12.97 г. N 1300 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1997 г., N 52, ст.5909).

    Напишите
    нам в WhatsApp