• Махонин Д.А. "Железнодорожные сливо-наливные эстакады, современные технологические решения, позволяющие увеличить уровень безопасности на них"
  • Махонин Д.А. "Железнодорожные сливо-наливные эстакады, современные технологические решения, позволяющие увеличить уровень безопасности на них"

    Назад

    Махонин Дмитрий Александрович, зам.начальника лаборатории НК и ТД ЗАО «ГазЭнергоСтрой»

     Железнодорожные сливо-наливные эстакады, современные технологические решения, позволяющие увеличить уровень безопасности на них

    В работе рассмотрены используемые инновационные средства, позволяющие вывести промышленную безопасность при эксплуатации сливо-наливных устройств на новый уровень.

    Железнодорожные сливо-наливные эстакады, современные технологические решения, позволяющие увеличить уровень безопасности на них

    Сливо-наливная эстакада относится к объектам повышенной опасности и все потому, что на объекте перекачивают взрывоопасное топливо. Эксплуатация сливо-наливных станций регулируется основным Федеральным Законом № 116. [1] Эстакада представляет собой конструктивно сложный объект, на котором присутствует несколько объектов.

    Железнодорожные сливо-наливные эстакады, современные технологические решения, позволяющие увеличить уровень безопасности на них

    Большинство современных специалистов бьет тревогу относительно того, каков уровень безопасности на рассматриваемом объекте. Основная причина беспокойства — нормативный срок использования эстакад, большинство из них были построены десятки лет назад, поэтому сегодня использовать многие не просто опасно, но недопустимо, если говорить о промышленной безопасности.

    Как подсчитали аналитики, почти 60% объектов требуют срочного, капитального ремонта и усовершенствования, но, к сожалению, из-за дороговизны, ни компании, ни государство из своего бюджета не в состоянии выделить такие средства. Вместе с тем, на сливо-наливных эстакадах необходимо регулярное проведение мероприятий по обеспечение требуемого по нормативам уровня промышленной безопасности.

    Очень беспокоит и то, что современная наука в данном направлении развивается слишком медленно, чтобы можно было говорить о существенных новациях в рассматриваемой области. Полностью автоматизированных систем еще не придумали, которые позволили бы производить слив и налив продуктов нефтяной промышленности без участия человека.

    Конечно, даже если и появятся инновационные разработки, только одним их использованием не получится вывести уровень промышленной безопасности на новые вершины, для этого необходимо качественно совершенствовать правовую базу, следить за дисциплиной на объекте, не допускать к работе неквалифицированный персонал и многое другое.

    В работе мы постарались определить, какие новации сегодня используются, но прежде укажем, что они могут быть двух видов:

    • Технические, то есть введение в эксплуатацию нового оборудования.

    • Изменение и совершенствование нормативно-правовой базы.

    Кратко коснувшись уровня безопасности и использования современных технических средств обнаружения утечек горючих газов, скажем, что на объекте обязательно должен присутствовать сигнализатор довзрывоопасной концентрации вещества. На две цистерны стоит один датчик, его устанавливают на 0 отметке возле фронтов слива и налива продукта.

    Современное оборудование дает сигнал уже при 10% концентрации газа или паров в воздухе. Недостаточно чтобы устройство просто сигнализировало о ситуации, важно, чтобы оно блокировало все сливо-наливные операции до установления причин утечки.

    После подробного анализа существующей нормативной базы специалисты пришли к выводу, что требуется ее преобразовать. Федерального закона, регулирующего использование сливо-наливных устройств, по промышленной безопасности недостаточно, поэтому появились:

    • ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». [2]                  

    • Градостроительный кодекс Российской Федерации. [3]                   

    • Федеральный закон «О техническом регулировании». [4]                     

    • Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля». [5]

    • Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. [6]

    Благодаря принятым документам удалось внести в существующее законодательство огромное количество полезных поправок. Специалисты утверждают, что изменение правовой базы поможет существенно увеличить уровень безопасности на промышленных объектах, а значит и аварий будет меньше.

    За время существования закона о промышленной безопасности поправки в него вводились 17 раз, последняя была сделана в 2011 году и тогда же, в течение года, было введено 6 поправок.

    Изменения коснулись и Федерального Закона № 242, а конкретно его 16 статьи по надзору над уровнем промышленной безопасности. [7] В качестве основных методов по надзору теперь будут использоваться:

    • Плановые и внеплановые проверки.                                                     

    • Работа по прогнозированию и анализу выполнения необходимых требований промышленной безопасности на объекте.

    • Введение контролирующей системы, которая будет следить за выполнением требований безопасности при использовании сливо-наливного оборудования.

    По закону теперь плановая проверка будет назначаться в следующий раз через год после следующих мероприятий:

    • Проведение последней проверки.                                                     

    • После проведения реконструкции, введение нового оборудования или проведения ремонтных работ на сливо-наливных установках.

    • После того, как будет проведена регистрация опасного производственного объекта в реестре.

    Некоторые современные объекты требуют установки постоянного контроля за использованием оборудования, именно за этим и будет следить комиссия по плановой проверке.

    Есть случаи, когда возможна внеплановое проведение изучения объекта. После усовершенствования законодательной базы список оснований значительно расширился. Теперь в него входят и следующие пункты:

    • Выдача приказа о необходимости проведения проверки от начальника органа надзора, по распоряжению президента.

    • Срок предписания, ранее выданного надзорным органом, заканчивается.

    • Поступление в надзорный орган жалобы, о нарушении правил эксплуатации сливо-наливных устройств на объекте или требований промышленной безопасности.

    Трудовой кодекс тоже пришлось изменить, а точнее его одну статью № 336. После внесения поправок ФОИВ осуществляет контроль над исполнением норм промышленной безопасности в сфере охраны труда.

    Но и это еще не все, после принятия поправок в списке изменений сливо-наливных устройств убрали «расширение». Перевооружение, реконструкцию и остальное оставили без изменений. В рамках производства все документы обязательно проходят экспертизу промышленной безопасности, но если раньше она всегда выполнялась на государственном уровне, то сегодня активно привлекают участие частных компаний, которым достаточно иметь на руках действующую лицензию.

    Очень строго стали относиться к работникам, в обязанности которых входит обслуживание оборудования и его ремонт. Они должны не только иметь соответствующую квалификацию, как и было раньше, но и действовать в строго определенном порядке в случае возникновения непредвиденной ситуации.

    Когда выполнялась работа по разработке новаций в области сливо-наливного оборудования, много внимания было уделено техническим агрегатам, а именно правовой базе, регулирующей их использование.

    Любые устройства, вводимые в эксплуатацию должны проходить экспертизу промышленной безопасности, в рамках которой определяется, соответствуют ли они ТУ, которое установлено законами нашей страны.

    Для использования разрешения на ТУ оплачивается госпошлина, ее размер две тысячи рублей.

    Изменений было много за последние годы, они коснулись не только технического регулирования, но и сооружений, возведенных на территории объекта, а кроме того этапа проектирования, к которому некоторые специалисты считают, необходимо предъявлять больше требований.

    Говоря о новациях в рамках правового обеспечения нельзя не упомянуть о поправках, внесенных в седьмую статьей закона № 116, в которой теперь написано, что на объектах, где используется сливо-наливное устройство, ТУ тоже требуется подвергать экспертизе, но в рамках следующих ситуаций:

    • Если были проведены ремонтные работы, после которых изменилась конструкция оборудования, были заменены основные материалы или ремонт позволил восстановить агрегат после серьезной аварии.

    • Когда технические условия не соответствуют принятым требованиям безопасности.

    • Если оборудование используется более 20 лет, и на него нет никакой технической документации.

    • При окончании срока использования сливо-наливного устройства, установленного заводом производителем или когда число допустимых рабочих циклов приблизилось к 0.

    После проведения подробного анализа специалистами, стало понятно, что изменение только в правовой базе недостаточно, чтобы было возможно поднять на новый уровень промышленную безопасность на ОПО. Новый уровень безопасности станет доступен, когда начнут внедрять новые технические разработки, позволяющие по максимуму автоматизировать эксплуатацию сливо-наливного оборудования. Модернизация позволит увеличить не только производительность, но и безопасность.

    В следующей таблице плюсами указанно, какие средства автоматизации на сегодняшний день чаще всего используются, а минусами те, которых нет, их разработкой и стоит заняться инженерам.

    Средства автоматизации и контроля технологических процессов на железнодорожных сливоналивных эстакадах

    Класс нефтебаз

    1

    2

    3

    4

    5

    Дистанционное управление грузовыми насосами

    +

    +

    +

    -

    -

    Местное управление электроприводной запорной арматурой

    +

    +

    +

    -

    -

    Местный контроль давления в наливных коллекторах

    +

    +

    +

    +

    +

    Местный контроль температуры подогреваемых нефтепродуктов в сливных (наливных) коллекторах

    +

    +

    +

    +

    +

    Железнодорожные весы для взвешивания цистерн на ходу

    +

    +

    -

    -

    -

    То же, при статическом взвешивании

    +

    +

    +

    -

    -

    Установки для определения массы нефтепродуктов:

     

     

     

     

     

    автоматические измерители плотности нефтепродуктов

    +

    +

    -

    -

    -

    автоматические пробоотборники

    +

    +

    -

    -

    -

    счетчики объема нефтепродуктов класса точности 0,25

    +

    +

    +

    +

    +

    вычислительные устройства для определения массы отпущенного или принятого нефтепродукта

    +

    +

    +

    -

    -

    аппаратура автоматизированного контроля фонда на нефтепродукты, сбора, обработки информации и формирования товарно-транспортных накладных

    +

    -

    -

    -

    -

     

    Средства автоматизации и контроля технологических процессов на автомобильных сливоналивных эстакадах

    Класс нефтебаз

    1

    2

    3

    4

    5

    Устройства местного измерения количества отпущенных нефтепродуктов в объемных единицах

    +

    +

    +

    +

    +

    Устройства дистанционного определения количества отпускаемых нефтепродуктов в объемных единицах

    +

    +

    +

    -

    -

    Устройства прекращения налива автоцистерн при достижении заданного уровня

    +

    +

    +

    +

    +

    Установка автоматизированного верхнего или нижнего налива нефтепродуктов в автоцистерны

    +

    +

    +

    +

    +

    Автоматические измерители плотности нефтепродуктов

    +

    +

    -

    -

    -

    Весы тензометрические электронные для цистерн с наливом вязких нефтепродуктов

    +

    +

    +

    +

    +

    Посты налива вязких нефтепродуктов

    -

    -

    -

    +

    +

    Посты налива легковоспламеняющихся и горючих жидкостей

    -

    -

    -

    +

    +

    Вычислительные устройства для определения массы отпущенных нефтепродуктов

    +

    +

    -

    -

    -

    Аппаратура автоматизированного контроля сбора, обработки информации и формирования товаротранспортных накладных

    +

    +

    -

    -

    -


    [8] http://files.stroyinf.ru/data1/52/52902/

    Принятые ранее законы требовали, чтобы перед ежедневным сливом нефтепродукта раздаточные устройства проверялись, все выводы записывались в журнал. Особое внимание уделялось обогреву труб, вокруг которых должен присутствовать паровой занавес, не дающий продукту распространяться по территории эстакады.

    Раз в два года все раздаточное оборудование в обязательном порядке должно проверяться на герметичность, для этого используют два вида опрессовки:

    • Гидравлическая.                                                                                      

    • Пневматическая.                                                                              

    Не смотря на то, что ежегодно прилагается много усилий на модернизацию сливо-наливных устройств, свести вероятность возникновения аварии к нулю так и не удалось, вот почему в этом направлении всегда будет вестись работа, пока окончательная цель не будет достигнута. Даже постоянное совершенствование технологии мы на практике наблюдаем следующую картину:

    Несмотря на то, что регулярно вводятся новые технические средства, полностью свести опасность взрыва на ОПО невозможно, но можно ее минимизировать.

    Перед тем как новации вводятся или ведется над ними работа, специалисты вычисляют экономическую эффективность. Для этого используется следующая формула:

              Tp

    Эинт=Ʃ (Ptt)*αt,где

            t=0

    Тр — расчетный год;

    Р—годовой результат;

    З— годовые инновационные затраты;

    at — коэффициент дисконтирования.

    Чтобы определить индекс рентабельности стоит использовать следующую формулу:

               Tp

               ƩДjt

                    t=0

    JR=__________

               Tp

               ƩKtt

              t=0

    J— индекс рентабельности;

    Дj — доход в периоде;

    Kt — размер инвестиций.

    Зачем все это делается? Во время, когда в стране сложное финансовое положение, но необходима стабильная работа основных государственных объектов важно отдавать предпочтение тем новациям, у которых индекс рентабельности больше.

    Что касается инновационных технических разработок, то они в последнее время сводятся к следующему:

    • Использование соединений, труб более высокого качества. Сегодня вся надежда на инновационный материал Асмол, позволяющий поднять уровень промышленной безопасности. Вещество имеет уникальную устойчивость к воздействию агрессивных сред и коррозии.

    • Применение современного сигнализирующего оборудования типа Буран — 15 КД, способного определить уровень загазованности в месте проведения работ.

    • Использование полностью автоматизированных систем.                          

     Список литературы:

    1.      Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». от 21 июля 1997 г. N 116.

    2.      Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ.

    3.      Градостроительный кодекс Российской Федерации. от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ.

    4.      Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля». от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.

    5.      Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.

    6.      Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

    7.      http://files.stroyinf.ru/data1/52/52902/
    Напишите
    нам в WhatsApp