• Калачев О.В., Шипилов П.Л., Юдин Л.Ю. "Соблюдение правил промышленной безопасности при организации при организации работ вблизи ЛЭП"
  • Калачев О.В., Шипилов П.Л., Юдин Л.Ю. "Соблюдение правил промышленной безопасности при организации при организации работ вблизи ЛЭП"

    Назад

    Калачев Олег Валерьевич, зам. директора  департамента филиала ООО «КЭР-Инжиниринг» «КЭР-Наладка»
    Шипилов Павел Леонидович, инженер ООО «ЭКЦ Лифтэксперт»
    Юдин Леонид Юрьевич, директор департамента филиала ООО «КЭР-Инжиниринг» «КЭР-Наладка»

     Соблюдение правил промышленной безопасности при организации при организации работ вблизи ЛЭП

    В статье описаны проблемы проведения работ вблизи ЛЭП, даны рекомендации по минимизации уровня травматизации, а также описаны основные требования промышленной безопасности.

    Соблюдение правил промышленной безопасности при организации при организации работ вблизи ЛЭП

     Государственными стандартами и правилами безопасности регламентирован порядок проведения работ вблизи ЛЭП, в том числе и с применением техники. Только соблюдение строгих нормативов позволяет обеспечить необходимую промышленную безопасность на объекте.

    Стоит сказать, что строительно-монтажные работы, погрузочно-разгрузочные и иные с использованием вышек, стреловых кранов связаны с повышенной опасностью. По недавним исследованиям выяснилось, что огромное количество несчастных случаев на производстве происходит не только когда оборудование или человек касается непосредственно линий электропередач, но и просто находится на недопустимо близком расстоянии, а именно менее 1,2 метра.

    Бывали случаи, когда человека бил разряд током даже если он был на требуемом расстоянии, но попадал под шаговое напряжение. По этим и иным причинам работы вблизи ЛЭП относятся к разряду наиболее опасных, особенно, если задействованы подъемные сооружения.

    По данным, предоставленным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на опасных производственных объектах ежегодно происходит по несколько несчастных случаев. После проведения подробного анализа участившихся случаев были выявлении основные причины, по которым происходят несчастные случаи. Среди них можно выделить следующие:

    ·           Организации безответственно подходят к вопросу организации необходимого уровня производственного контроля на опасном объекте, опускают требования промышленной безопасности.

    ·           Работа с использованием подъемных сооружений ведется без отключения линий электропередач.

    ·           Допускаются к работе сотрудники без соответствующего наряда-допуска, который и определяет безопасные условия труда.

    ·           На объекте отсутствует лицо, ответственное за безопасность работ.

    ·           Нет технологических карт на производство работ.

    ·           Полностью или частично отсутствуют приборы безопасности, некоторые неисправны.

    ·           К работам допускается персонал без обязательного инструктажа, не опытный и не имеющий соответствующей квалификации.

    Чтобы минимизировать количество несчастных случаев было принято решение проводить ежемесячные проверки опасных производственных объектов вблизи ЛЭП. Только за прошлый год в каждом из регионов было выявлено огромное количество нарушений со стороны работающих организаций, пренебрежение правилам промышленной безопасности могло бы привести к рекордному количеству несчастных случаев и только счастливый случай позволил этого избежать.

    Только в одном регионе было выявлено и предписано к немедленному устранению 86 замечаний. В каждом случае все работы были полностью остановлены до устранения нарушений, около десяти руководителей были привлечены к ответственности, а сумма штрафов составила около 60 тысяч рублей.

    Особую тревогу сегодня вызывают небольшие компании, предлагающие свои услуги по предоставлению техники на промышленные объекты. Как правило кранами и иными механизмами управляют их специалисты, не имеющие должного допуска, квалификации. Сегодня есть хорошая нормативная база, на основании которой должны проводиться работы вблизи ЛЭП, это ФЗ № 116, но в нем не указано конкретное отношение к подобным организациям. [1] Усугубилась ситуация и тогда, когда требование о регистрации подъемных кранов в Ростехнадзоре было отменено, теперь достаточно просто пройти регистрацию в Госавтоинспекции. Краны с предельным нормативным сроком службы продолжают использовать на опасных объектах, их выявляют только в процессе проведения контрольных проверок, а до этого они являются источником основной опасности как для рабочих, так и окружающих.

    При проведении работ возле ЛЭП важно принимать к расчету многие факторы, в том числе делать расчеты величин напряжения и стрел провеса при разных атмосферных условиях, нагрузку проводов от гололеда, ветра. Эти показатели помогают сориентироваться при использовании техники и подъемных механизмов вблизи линий электропередач.

    Чтобы рассчитать величину напряжения и провеса стоит использовать следующее уравнение:

           Y2l2E              Y02l2E

    σ - ______ = σ0 - __________ - α E (t-t0)

             24σ2                 24σ02

    σ и σ0 – напряжение в низшей точке провода в начальном и искомом состоянии;

    l – длина пролета;

    Yи Y0 – приведенная нагрузка;

    Е – модуль упругости;

    tи t0 – температура;

    α – температурный коэффициент линейного расширения провода.

    Нагрузка от гололеда вычисляется по формуле:

               P2

    Y2=_____

               S

    Нагрузка от воздействия ветра определяется по формуле:

    Pw = αCxdqsinφ*10-3

    q – скоростной напор;

    α – коэффициент неравномерности скоростного напора по пролету;

    Cx – коэффициент лобового сопротивления;

    φ – угол между направлением ветра и проводами;

    d – наружный диаметр провода.

    Чтобы исключить производственный травматизм при использовании этого вида техники вблизи ЛЭП, Ростехнадзор предлагает ряд мероприятий:

    ·           Не давать организациям, в которых нет приказа о порядке работы техники вблизи линий электропередач использовать механизмы.

    ·           Внести ряд дополнений в приказ.

    В качестве основных дополнений, которые, по мнению специалистов, помогут снизить уровень травматизма, входит:

    ·           Определение срока и порядка рассмотрения заявок на выделение в пользование кранов.

    ·           Определять перечень специалистов, которые будут принимать и оформлять заявки.

    ·           Приобщение к заявке наряда-допуска составленного в двух экземплярах, первый остается в организации, второй отдается крановщику на руки.

    Многие инженеры указывают на то, что тема проведения работ вблизи ЛЭП актуальна со стороны обеспечения необходимого уровня промышленной безопасности. Многие компании в общих объемах строительных работ по стране стараются опережать сроки, поэтому преднамеренно пренебрегают правилами, сложившимися в течении многих десятков лет. все это привело к неудовлетворительным данным по травматизму на опасных производственных объектах.

    Есть основные условия безопасной работы вблизи ЛЭП, к ним относятся:

    ·           Наличие проекта производства работ.

    ·           Наличие согласованного с эксплуатирующей ЛЭП организацией наряда-допуска.

    ·           Присутствие на объекте квалифицированного контролирующего специалиста.

    ·           Заземление корпуса техники.

    Говоря о лице, ответственно за соблюдение требований промышленной безопасности на объекте стоит более подробно рассмотреть его прямые обязанности:

    ·           Проведение подробного инструктажа рабочих.

    ·           Ознакомление с имеющейся документацией.

    ·           Указание на место установки необходимых механизмов.

    ·           Проверка правильности установки оборудования.

    ·           Ведение записей в журнале разрешения работы краном.

    ·           Обозначить на объекте опасную зону ЛЭМ специальными сигнальными флажками.

    Стоит помнить, что проезд техники под линиями электропередач разрешен только если она находится в транспортном положении, скорость не может быть более 10 километров в час. В ночное время работать на опасном объекте можно только при условии что линии будут отключены, а рабочее пространство оснащено достаточным количеством света, как указано в ГОСТ 12.1.046-85 «ССБТ. Строительство. Нормы освещения строительных площадок». [2]

    Данные по опасной зоне оговорены в ГОСТ 12.1.051-90. [3] Зона также ограничена вертикальной прямой, а вот горизонтальное расстояние будет зависеть от напряжения. Под опасной зоной понимают пространство в котором может произойти поражение током. Это пространство заключено между вертикальной плоскостью от крайних проводов до соответствующего расстояния. Граница установлена СниП 12-03-2001, она указана в следующей таблице: [4]

    Напряжение, кВ

    Расстояние от людей, применяемых ими инструментов, приспособлений и временных ограждений, м

    Расстояния от механизмов и грузоподъемных машин в рабочем и транспортном положении, от стропов, грузозахватных приспособлений и грузов, м

    До 1

    На ВЛ

    0,6

    1,0

     

    В остальных электроустановках

    Не нормируется (без прикосновения)

    1,0

    1-35

    0,6

    1,0

    60, 110

    1,0

    1,5

    150

    1,5

    2,0

    220

    2,0

    2,5

    330

    2,5

    3,5

    400, 500

    3,5

    4,5

    750

    5,0

    6,0

    800 (постоянный ток)

    3,5

    4,5

    1150

    8,0

    10,0

    Бывают ситуации, когда осуществлять работы вблизи ЛЭП приходится без снятия напряжения, тогда их можно проводить только при условии, что при использовании техники, расстояние от ее выдвижной части при любом расположении не будет менее того, которое указано в следующей таблице.

    Напряжение воздушной линии, кВ

    Расстояние, м

     

    минимальное

    минимально измеряемое техническими средствами

    До 1

    1,5

    1,5

    Свыше 1 до 20

    2,0

    2,0

    Свыше 20 до 35

    2,0

    2,0

    Свыше 35 до 110

    3,0

    4,0

    Свыше 110 до 220

    4,0

    5,0

    Свыше 220 до 400

    5,0

    7,0

    Свыше 400 до 750

    9,0

    10,0

    Свыше 750 до 1150

    10,0

    11,0

    Кроме того, необходимо письменное разрешение эксплуатирующей ЛЭП организации, а на объекте будет осуществляться качественный и непрерывный надзор ответственным за безопасность лицом. Ответственный работник должен быть инженерно-техническим работником, имеющим квалификационную группу не менее 3. Машинисты любой строительной машины должны иметь квалификационную группу по технике безопасности не менее 2, а все работающие сотрудники обязаны уметь оказывать первую медицинскую помощь.

    Если говорить конкретно о производственной документации, то наряд-допуск в обязательном порядке подписывается главным инженером строительно-монтажной организации, занимающейся проведением работ и основным энергетиком.

    Особые требования промышленной безопасности предъявляются не только к технике, но и местности, работникам. Важно следить за тем, чтобы на момент проведения работ на опасном производственном объекте не было неровностей на земле, которые бы повлияли на уровень наклона используемого оборудования.

    Если прикосновение рабочего органа техники уже произошло, запрещено снимать его или отводить без снятия напряжения, рабочим нельзя прикасаться к оборудованию стоя на земле, сходить с техники или взбираться на нее.

    В случае, если после соприкосновения с ЛЭП машина загорается, машинист должен по правилам промышленной безопасности спрыгнуть с нее, но только на обе ноги и по возможности не двигаться пока напряжение не будет снято, если необходимо покинуть место передвигаться можно или на одной ноге скачками или одновременно прыгая на двух ногах.

    Нельзя использовать грузоподъемные механизмы во время сильного ветра вблизи ЛЭП если в их конструкции имеются канаты.

    Требованиями промышленной безопасности определено, что при приближении грозы лицо, ответственное за обеспечение безопасности на объекте обязано остановить любые работы и вывести сотрудников на расстояние не меньше 25 метров от линий. Нельзя, чтобы на объекте находились люди, которые не имеют никакого отношения к работам. Если возможно, обязательно устанавливается охрана, которая следит за пропускным режимом, если сделать это не представляется возможным, устанавливаются предупредительные знаки и ограждения.

    Весь персонал, в том числе и командировочный, допускаемый к опасному объекту обязан иметь удостоверение, в котором указано, что человек прошел проверку знаний и норм безопасности с отметкой о группе электробезопасности. Касаясь темы командировочного персонала, отметим, что в сопроводительном письме обязательно указывается цель приезда сотрудника.

    Даже имея все необходимые документы на руках, сотрудники обязаны проходить первичный и вводный инструктаж по электробезопасности, знакомиться с особенностями установок, рассматривать электрическую схему.

    Первичный инструктаж проводит сотрудник организации, эксплуатирующей ЛЭП, имеющий группу допуска не ниже 4. За соблюдение необходимых требований и норм промышленной безопасности на объекте ответственность несет организация, эксплуатирующая ЛЭП.

    Только строгое соблюдение требований и норм промышленной безопасности на опасных промышленных объектах возле ЛЭП может обеспечить минимальный уровень травматизации, вот почему надзорные органы обязаны участить проверки и обязать компании утверждать ответственное лицо необходимой квалификации, которое будет осуществлять должный контроль.

    Список литературы:

    1.      ФЗ № 116 «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах»

    2.      ГОСТ 12.1.046-85 «ССБТ. Строительство. Нормы освещения строительных площадок»

    3.      СниП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве».

    4.      ГОСТ 12.1.051-90 «Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В».

    Напишите
    нам в WhatsApp