На данный момент ситуацию в области промышленной безопасности можно назвать стабильной, о чем свидетельствуют соответствующие показатели. Основными причинами аварий являются нарушение технологического процесса, низкая квалификация сотрудников, устаревшее оборудование, которое часто используется даже после окончания срока эксплуатации. Увеличивается риски возникновения различных аварийных ситуаций в определенных условиях, складывается определенная среда. Это относится ко всем ОПО.
В настоящее время Ростехнадзор осуществляет свою деятельность (контроля и надзора) в рамках обновленной системы регулирования, изменения в которую внесены в соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также других соответствующих и смежных законодательных актов.
Все опасные производственные объекты (ОПО) заново зарегистрированы с присвоением им класса опасности (всего их 4). В соответствии с новыми нормами классификации их число сократилось более чем на 30%, до 178320 по состоянию на март 2015. Из них объекты I класса — 1,2 %, II класса — 4,4 %, III класса — 52,5 %, IV класса — 41,9 %.
Приведено в соответствие с новыми стандартами все законодательство в этой сфере, на всех уровнях.
Деятельность комитета и всех поднадзорных организаций разделяется в соответствии с учетом возможных рисков на объектах и последствий аварийных ситуаций. Количество плановых проверок сократилось более чем наполовину, общее число проверок на треть.
С начала 2015 г. сократилось и количество проверок в рамках государственного строительного надзора, по новому законодательству из-под надзора выведены буровые скважины, которых ежегодно вводиться в эксплуатацию большое количество.
Активно внедряется система инструментов обоснования безопасности ОПО. Для расширения и улучшения норм ведется работа по разработке новых методов анализа риска. На данный момент, с начала 2014, зарегистрировано всего более 300 заключений. Активность со стороны значительно ниже прогнозируемых показателей.
Отметим, что по новым требованиям Ростехнадзор только регистрирует заключения экспертов по безопасности и уведомляет об их наличии или отсутствии владельцев объектов инфраструктуры.
Проблемы в сфере компетенции экспертных и поверяющих органов, связанных с их аттестации до конца не решены. Низкий уровень проводимых экспертиз, а зачастую и некомпетентность сотрудников может привести к резкому увеличению аварийных ситуаций. Необходимы решения, создания определенных условий, ужесточения проверок связанных с так называемым «человеческим фактором», коррумпированностью. Для проверяющих организаций обязательно наличие лицензий.
Комитетом проводится постоянный мониторинг этой сферы, который выявляет и другие проблемы, в основном связанные с применением законодательства.
Законом не предусмотрены плановые проверки объектов, относящихся к четвертому классу опасности (краны, котлы и др.), но стало обязательным страхование. В свою очередь это стало предметом для дискуссии по вопросам страховых каникул. Разработан законопроект, предусматривающий автоматическую фиксацию факта наличия соответствующего договора.
Приняты меры для изменения системы аттестации и проверки знаний по промышленной безопасности руководства, ответственных лиц, персонала. Для многих организаций характерно не обучение требованиям безопасности, а его профанация.
Комитетом проводятся мероприятия по внедрению системы дистанционного мониторинга на предприятиях, относящихся к опасным, с применением современных технологий. Создание единой информационной системы, инфраструктуры, для прогнозирования и предотвращения аварий, планирования необходимости проверок. Основная цель также заключается также в значительном сокращении времени проверки. В качестве пилотного подобный проект реализуются на объектах нефтегазового комплекса. Для этого также разрабатывается соответствующая нормативная база.
Значительное влияние на процессы в сфере промышленной безопасности влияет сложившаяся на данный момент экономическая ситуация. Возрастают запросы бизнеса по снижению или отсрочке применения отдельных нормативных требований, так или иначе влияющих на финансовые затраты. Это один из наиболее простых путей сохранение рентабельности. Однако совокупность всех факторов, в том числе и внешних, снижение общих расходов ведет к ухудшению ситуации и возрастанию рисков аварий.
Уменьшение административного давление, исключение барьеров эффективно лишь в случае двухстороннего взаимодействия. Роль надзора в общей системе обеспечения промышленной безопасности нельзя преуменьшать.
Для примера приведем данные по аварийности в угольной промышленности, взятые по шахтам в одном отдельно взятом регионе. Отметим, лишь с 2012 удалось значительно изменить ситуацию, ввести постоянный надзор, приведение в соответствие всех нормативов.
В прошлом году также проведена комплексная проверка железнодорожной инфраструктуры страны.
Для более эффективной работы необходимо активное участие бизнеса, представителей промышленности, профильных комитетов в разработке и совершенствовании норм безопасности, а также мер для преодоления кризисной ситуации.
Преподаватель АНО ДПО «МАСПК»
Николай Алексеевич Бирюков