Скосырский Николай Прокопьевич, эксперт ЗАО «ИТЦ «КРОС»
Даньшин Виталий Васильевич, эксперт ЗАО «ИТЦ «КРОС»
Буданов Дмитрий Сергеевич, эксперт ЗАО «ИТЦ «КРОС»
Применение приборов безопасности ЗАО «ИТЦ «КРОС»
В данной статье рассмотрены приборы безопасности, устанавливаемые на грузоподъемные машины, а так же алгоритмы работы приборов безопасности на примере продуктовой линейки ЗАО «ИТЦ «КРОС», г. Ивантеевка. Рассмотрены узлы встройки приборов безопасности в конструкцию грузоподъемных машин.
Закрытое акционерное общество «Инженерно-технический центр «КРОС» создано в 2001 году на основе технического отдела «Экскаваторов и кранов» Центрального научно-испытательного полигона строительно-дорожных машин (ЦНИП СДМ). Одно из направлений деятельности ЗАО «ИТЦ «КРОС» посвящено разработке и производству приборов безопасности для грузоподъемных кранов. Ведущие специалисты компании занимаются конструированием и испытанием приборов безопасности для грузоподъемных машин начиная с 1980 года.
В настоящее время ЗАО «ИТЦ «КРОС» выпускает более 10 моделей приборов для разных видов грузоподъемных машин. Одна из моделей — «Барьер-2000К» — является прибором защиты крана от опасного приближения к линиям электропередач. Для выполнения требований ГОСТ 12.1.013-78 «Строительство. Электробезопасность» и пункта 2.12.10 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» самоходные краны могут быть укомплектованы указанным выше прибором, который может предупреждать крановщика об опасном приближении оголовка стрелы крана к проводам воздушных линий электропередач (ЛЭП) переменного тока с частотой 50 Гц и напряжением от 0.4кВ до 750 кВ и автоматически отключать приводы механизмов.
Прибор (рис.1) обладает световой и звуковой сигнализацией с остановкой всех рабочих движений при приближении оголовка стрелы к опасной зоне, а так же повышенной помехозащищенностью. Прибор может контролировать исправность элементов связи и всех составляющих компонентов.
Рис. 1. Внешний вид прибора защиты крана от опасного приближения к линиям электропередач «Барьер-2000К»
Следует отметить, что для прибора «Барьер-2000К» предусмотрена возможность совместной работы ограничителем грузоподъемности со встроенным регистратором параметров. Прибор состоит из антенного блока, блока обработки сигнала и кабеля, а передача сигнала осуществляется от антенного блока по двухпроводной линии с применением кодового принципа передачи сигнала. Электропитание прибора осуществляется от бортовой сети крановой установки, напряжение в которой составляет 24 В. Для грузоподъемных машин, у которых напряжение в бортовой сети составляет 12 В, предусмотрен преобразователь напряжений.
Вторым производимым прибором безопасности является прибор защиты от обрыва фаз «УЗОФ-ЗМ» (рис. 2), который устанавливается на подъемные краны с электроприводом для защиты от падения груза или стрелы независимо от места обрыва. Прибор может быть установлен на козловые, мостовые, портальные , башенные и другие краны с электроприводом переменного тока, а также может быть использован для защиты общепромышленных двигателей (например, в насосных установках или же котельных). Предусмотрена возможность использования прибора безопасности «УЗОФ-ЗМ» в приводах с динамическим торможением, а также имеется опыт использования прибора в приводах с частотным регулированием скорости. Прибор контролирует наличие напряжения на входе питающей электрической сети и наличие тока на каждой из трёх фаз цепи питания электродвигателя. Если напряжение на входе отсутствует или отсутствует ток в одной из фаз, вырабатывается сигнал об отключении привода. Прибор «УЗОФ-ЗМ» выполнен в виде блока, который размещается в силовом шкафу.
Рис. 2. Внешний вид прибора защиты от обрыва фаз «УЗОФ-ЗМ»
ЗАО «ИТЦ «КРОС» также выпускает ограничитель предельного груза ДН-3 «ВЕГА» для оборудования подъемников и вышек (рис.3), который так же является прибором безопасности и предназначен для установки на подъемники (вышки). Данные прибор служит для светового и звукового уведомления машиниста о перегрузке подъемника и защиты от перегрузки подъемника (вышки) при подъеме груза.
Рис. 3. Внешний вид ограничителя предельного груза ДН-3 «ВЕГА».
Установка ограничителя ДН-3 «ВЕГА» на подъемники обусловлена «Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)» ПБ 10-611-03. Следует отметить, что монтаж ограничителя ДН-3 «ВЕГА» на подъемник производится в специальные модули встройки. Отличительной чертой продукции ЗАО «ИТЦ «КРОС» является взаимозаменяемость и унифицированность приборов, так по габаритным размерам ограничитель ДН-3 «ВЕГА» не отличается от ОПГ ПС-32М, ДН-2 и проч. Ограничитель ДН-3 «ВЕГА» состоит из цельнометаллического корпуса, в котором установлены тензометрический мост, процессорная плата и кабель подключения.
Ещё одним прибором безопасности, выпускаемым ЗАО «ИТЦ «КРОС» является прибор защиты от столкновений кранов, работающих на одном пути «ПЗСК-1» (рис.4). Предназначение прибора состоит в том, что прибор защищает установленные на одном крановом пути мостовые, портальные или козловые краны от столкновения. Необходимость установки пробора защиты от столкновений кранов обусловлена «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (пункты 2.12.2.г и 2.12.6 ПБ 10-380-00). Прибор состоит из блока питания со встроенным исполнительным реле, оптического датчика, световозвращателя и узлов крепления датчика и световозвращателя. На другом кране устанавливаются отражатель и датчик бесконтактный оптический выключатель, которые используются как датчик защиты от столкновений.
Рис. 4. Внешний вид прибора защиты от столкновений кранов «ПЗСК-1»
Особое внимание следует уделить ограничителю грузоподъемности типа «ОГШ» (рис. 5), который предназначен для ограничения массы максимально поднимаемого груза кранами-штабелёрами, мостовыми и козловыми кранами, а также другими кранами с классом нагружения до А8 включительно при работе в в средах с климатическим фактором У1 по ГОСТ 15150 в соответствии с условиями эксплуатации.
Рис. 5. Внешний вид ограничителя грузоподъемности типа «ОГШ»
Существуют варианты исполнения со встроенным регистратором параметров и без него. Варианты исполнения без регистратора параметров ОГШ-1 предназначены для работы на кранах-штабелёрах, кранах-балках, электроталях и мостовых или козловых кранах с кабельным питанием грузоподъемностью до 10 тонн. В дополнении к ограничителю грузоподъемности могут быть поставлены и установлены сигнальный блок или внешний звуковой сигнал. Варианты исполнения ограничителя грузоподъемности с регистратором параметров ОГШ-2 имеют различные исполнения и могут быть смонтированы на портальные, мостовые или козловые краны всех типов без ограничения грузоподъемности. В состав ограничителя грузоподъемности входят сигнальный блок, светодиодный или цифровой блок индикации, узлы встройки датчиков и сервисное оборудование, которое включает в себя прибор считывания информации с программным обеспечением и нормировщик. Выбор комплектации поставки определяется заказчиком.
В основе прибора находятся принцип сравнения действующей нагрузки с заданным порогом срабатывания и последующее формирование сигналов запрета работы, которые осуществляются путем размыкания цепи управления механизма подъема груза, если нагрузка превышает порог срабатывания (более 100% от веса номинального груза). Встроенный регистратор параметров запоминает сохраненную в нем идентификационную информацию, а также записывает в свою энергонезависимую память информацию долговременного хранения, которая характеризует работу крана, и оперативную информацию. К достоинствам прибора следует отнести возможность передачи управляющих сигналов по обычному кабелю; полное соответствие регистраторов параметров требования РД 10-399-01 и РД СМА 001-03; работу в условиях промышленных помех; гибкую структуру работы прибора в зависимости от условий заказчика и особенностей крана и т. д. Однако наибольшим достоинством является возможность использования ограничителя грузоподъемности типа ОГШ на кранах любого вида. Это преимущество возможно из-за того, что узлы встройки датчиков имеют различные исполнения — под опору барабана, под ось обводного блока, накладной датчик на неподвижную ветвь каната, роликовая обойма, тензоось или т. д. Тензооси (рис.6) используются как датчики нагрузки приблизительно в 20% случаев при оборудовании ограничителями грузоподъемности мостовых и козловых кранов. Чаще всего тензооси устанавливаются в полиспастную систему лебедки механизма подъема крана Тензооси производства ЗАО «ИТЦ «КРОС» изготавливаются из высокопрочной стали, имеют антикоррозионную защиту и выпускаются для измерения нагрузок в диапазоне от 0.1 т до 20 т.
Рис.6. Внешний вид тензооси.
Наиболее простым вариантом установки датчика нагрузки является установка накладного датчика типа «ДНК» (рис.7), если такая возможность имеется. Датчики типа «ДНК» применяются для измерения нагрузки в грузовых или стреловых канатах при оборудовании мостовых и козловых кранов ограничителями грузоподъемности. В большинстве случаев датчики типа «ДНК» устанавливаются на неподвижную ветвь каната в полиспастной системе лебедки механизма подъема. Датчики накладные изготавливаются из высокопрочной стали или алюминиевого сплава В95 и имеют антикоррозионную защиту и исполнение IP-67. Датчики выпускаются трех типоразмеров:
— ДНК-1 для измерения нагрузок в канатах диаметром от 8 до 12 мм, с нагрузкой в канатах от 0.6 до 1.4 т;
— ДНК-2 для измерения нагрузок в канатах диаметром от 15 до 22 мм, с нагрузкой в канатах от 2.0 до 4.1 т;
— ДНК-3 для измерения нагрузок в канатах диаметром от 23 до 31 мм, с нагрузкой в канатах от 4.6 до 8.3 т;
Преимуществом датчиков типа «ДНК» является возможность установки их на краны, уже находящиеся в эксплуатации, без изменения конструкции крана.
Рис.7. Внешний вид накладного датчика типа «ДНК»
Литература:
1. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила Безопасности Опасных Производственных Объектов, на которых используются подъемные сооружения»
2. Основные требования безопасности к ограничителям грузоподъемности электрических мостовых и козловых кранов (РД 10-118-96). Серия 10. Выпуск 58. — М.: Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России», 2004, стр. 12.
3. Иванов С. Д. Лабораторные стенды приборов безопасности грузоподъемных кранов // Подъемно-транспортное дело. 2014, №3-4, стр. 12-15.