• Рогожина Д. В. "Обзор выступлений на Форуме по Промышленной безопасности (Москва)"
  • Рогожина Д. В. "Обзор выступлений на Форуме по Промышленной безопасности (Москва)"

    Назад

    На проходившем форуме «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества» были затронуты актуальные проблемы и вопросы. Один из них снижение аварийности на производстве. С докладом на эту тему выступили представители соответствующих комитетов и ведомств.

    Основное направление - снижение аварийности, при более грамотной и эффективной работе администрации. Для этого внедряются и реализуются новые принципы и методы работы, надзора. Контроль и регулирование в сфере промышленной безопасности осуществляется государством. На начальном этапе приняты следующие меры - "статической" модели надзора ориентированного на определенные предполагаемые и возможные риски.

    В соответствии с новыми требованиями были внесены изменение и в законодательство. Все предприятия или иначе объекты (ОПО) были учтены, каждому присвоен свой класс, всего их четыре, в зависимости от уровня возможной опасности, в итоге количество их сократилось почти на 30%.

    С начала прошлого года проверки на предприятиях, где возможны риски, проводятся по новым принципам, в целом вся деятельность надзорных органов, она дифференцирована. Это привело к значительному сокращению числа проверок, плановых и внеплановых, а соответствующие показатели стабильны.

    Основные причины аварий или несчастных случаем – нарушение технологии, не соблюдение дисциплины, состояние оборудования, низкая квалификация сотрудников, несмотря на это показатели в целом тоже снизились.

    «Ростехнадзором ведется мониторинг применения на практике нового законодательства. С учетом его результатов мы видим возникающие проблемы и готовим предложения по использованию отдельных инструментов регулирования», - отметил руководитель Службы.

    «В соответствии с ФЗ Ростехнадзор с 1 января 2014 года не утверждает заключения экспертизы промышленной безопасности, а регистрирует их в уведомительном порядке. При этом вопросы подтверждения надлежащей компетентности экспертов и экспертных организаций не были решены», - отметил он.

    Для исключения возможности фальсификации заключений и других документов, принят ряд мер – изменились требования к квалификации и репутации проверяющих сотрудников, введена новая система аттестации, а для организаций осуществляющих проверку наличие соответствующих лицензий.

    Руководители предприятий должны ответственно подходить к выбору проверяющих организаций, которые должны соответствовать новым требованиям.

    Следующий аспект, который на данный момент не до конца решен, и требует определенной нормативной базы – регулирование и контролирование страхования, обязательного, на объектах с повышенными рисками, на которых по новым требованиям не проводятся плановые проверки. Соответствующий проект закона предусматривает определенный механизм отслеживания наличия или отсутствия договора обязательного страхования на том или ином предприятии и подготовки соответствующей документации.

    Изменения планируются и в законодательстве, которое касается регулирования безопасной эксплуатации лифтов, которые теперь не попадают под категорию ОПО.

    Подготовлен законопроект ужесточающий проверку, а затем аттестацию в области практических навыков у руководителей, должностных лиц, отвечающих за соблюдение мер общей безопасности, а также сотрудников. С применением, в том числе современных компьютерных технологий.

    Постоянно ведется разработка принципов и методов оценки уровня безопасности на опасных производственных объектов. В этой работе принимают активное участие не только комитет, но и научное сообщество, представители от промышленности и бизнеса от соответствующих отраслей. На сегодняшний день разработаны и утверждены более 10 методик. За период, с 2014 года, зарегистрировано более 400 заключений, активность в некоторых сферах значительно ниже ожидаемых.

    Корректировки требует и смежное законодательство, которое касается работы службы, использования «статической» модели надзора, ориентированного на риск. Это в первую очередь касается гидротехнических сооружений, теплоснабжения, где предусмотрен надзор государства. Комплекс мер по ужесточению ответственности в сфере архитектуры и строительства, всех типов.

    Однако современные условия предусматривают и дальнейшее развитие данной системы регулирования и надзора, постепенного перехода к динамической модели. Для этого разрабатывается система мониторинга работы, технологических процессов на предприятиях, с использованием новейших технологий. Планируется создание единой информационной системы, для отслеживания и прогнозирования и предотвращения возможных аварийных ситуаций.

    В настоящий момент количество административных преград в сфере промышленной безопасности значительно уменьшилось, но до сих пор необходимо двухстороннее взаимодействие, и усиление ответственности бизнеса и промышленности за безопасность, снижение различного рода нарушений в той сфере – своеобразной культуры.

    Основа «культуры безопасности» - отсутствие коррупционного фактора. Наличие подобной информации приведет к усилению контроля и дополнительным проверкам того или иного объекта.

    Для соблюдения норм требуется и общественный контроль, более тесное взаимодействие государственных структур, бизнес сообщества и научной сферы в разработке и решении вопросов связанных с безопасностью.

    Современные условия выявляют необходимость нового, долгосрочного, планирования и разработок, в том числе и законодательства, в области промышленной безопасности.

    Руководитель департамента  
    ООО «СПД» 
    Рогожина Д.В.