• Валышков И.Л., Савченко А.Н., Савченко Н.В. "Проектирование мероприятий промышленной безопасности как элемент подготовки проектной документации при капитальном ремонте магистральных газопроводов"
  • Валышков И.Л., Савченко А.Н., Савченко Н.В. "Проектирование мероприятий промышленной безопасности как элемент подготовки проектной документации при капитальном ремонте магистральных газопроводов"

    Назад

    Проектирование мероприятий промышленной безопасности как элемент подготовки проектной документации при капитальном ремонте магистральных газопроводов

    Трудно переоценить важность техники безопасности, не так ли?4.png
    Но почему-то до тех пор, пока авария не произойдет, об этом никто не задумывается.

    В нашей сегодняшней статье пойдет речь о необходимости компетентного проектирования мероприятий промышленной безопасности в процессе подготовки документации по проектам капитального ремонта магистральных газопроводов.

    Прежде, чем перейти непосредственно к сути, напомним, магистральный – это такой газопровод (в дальнейшем МГ), по которому происходит транспорт газа из места его добычи (обогащения/производство) потребителям. Еще МГ также являются трубопроводы, которые соединяют природные месторождения газа между собой.
    Особенности определения термины МГ рассмотрены в СНиП 2.05.06-85.

    Причины аварий

    Проблемы в работоспособности МГ могут происходить по разным причинам – как из-за нарушения технологии выполнения работ на любом из этапов работ с трубопроводом, так и из-за дефектов, появляющихся в процессе рабочей эксплуатации газопровода.

    Соотношение вероятностей появления тех или иных дефектов в значительной степени обусловлено климатическими особенностями расположения данной конкретной части трубопровода, особенностями почвы в этом регионе и, в первую очередь, температурным режимом, в котором происходит эксплуатация.

    Так, например, в таблице ниже приведены исследовательские данные по причинам аварий на нефтепроводах, функционирующих в низкотемпературных условиях (взято из «Научные основы анализа и снижения рисков чрезвычайных ситуаций в районах Сибири и Севера» Н.А.Махутов, М.П.Лебедев, А.М.Большаков, М.М.Гаденин).

    Таблица 1.1 – Причины аварий на нефтепроводах при низких да температурах

    Причины, влияющие на частоту аварий на нефтепроводах

    Вероятность реализации данного события

    Разрыв элемента трубопровода

    0,08

    Диверсия

    0,30

    Нарушение технологического процесса

    0,14

    Износ трубопровода

    0,14

    Человеческий фактор

    0,05

    Физическое повреждение трубопровода

    0,11


    Анализируя аварии на магистральных газопроводах в целом, можно выделить такие основные причины:
    1) Бракованные изделия в процессе строительно-монтажных работ (22-32%)
    2) Физическое повреждения труб при земляных работах (17-19%)
    3) Износ материалов из-за чрезмерно долгого эксплуатационного срока (15%)
    4) Коррозия 12%
    5) Нарушение требований эксплуатации и ошибки персонала 5%
    6) Дефекты труб, полученные в процессе из изготовления 9-12%
    7) Природные и стихийные явления 7-10%
    5.png

    Рисунок 1.1 – Причины аварий на магистральных газопроводах

    Легко проследить тенденцию, что причины, независящие от человека – коррозия, природные катаклизмы провоцируют лишь 22% всех аварий, все остальные можно было бы устранить.

    И хорошо, если авария на магистральном газопроводе прошла по сценарию 25 июня 2009 на МГ Уренгой-Сургут-Челябинск, когда никто не пострадал и все было компенсировано страховкой, но ведь существуют и жертвы, а что может быть ценне человеческой жизни? Согласно заключению причиной разрыва на Уренгой-Сургут-Челябинск является трещина, которая образовалась из-за эксплуатации газопровода под напряжением. А ведь этого можно было избежать, есть обеспечить:
    • регулярный плановый капитальный ремонт;
    • соблюдение персоналом норм и методологии работы;
    • строгий контроль безопасности и качества работ;
    • контроль строительных работ, в том числе контролирование сданных работ на предмет соответствия уровню качества с серией полевых испытаний компетентным персоналом;
    • плановые проверки качества и состояния выполняемых работ в течении ремонта (монтажа/обслуживания);
    • избегание избыточности ремонтных швов на одном участке;
    • выполнение гидро- и пневмо- испытаний газопроводов для выявления дефектов труб и брака строительных работ;
    • обучение и подготовка персонала, повышение качества строительно-монтажных работ;
    • регулярные проверки всей сети трубопровода на предмет морального и физического износа.

    Взрыв в Полтаве в 2014

    6.pngРассмотрим другой пример взрыва на газопроводе «Уренгой — Помары — Ужгород» в районе Полтавы.


    По словам губернатора Полтавской области Украины, на участке газопровода было одиннадцать заплат, и Нафтогаз не выделял средства на ремонт, несмотря на еще один зафиксированный факт – проседание почвы под газопроводом.


     

    Комплекс мер по промышленной безопасности капитального ремонта

    Наше же государство задумалось об этом – все предприятия, занимающиеся капитальным строительством и/или работой на объектах, которые относятся к категории опасных, обязаны регулярно проводить мероприятия по промышленной безопасности.

    Для борьбы с производственными авариями в далеком 1993 г МОТ разработала «Конвенцию по предупреждению крупных промышленных аварий» (№ 174) и «Рекомендации по предупреждению крупных промышленных аварий» (№ 181).

    В РФ в целях предотвращения аварий на в процессе производстве, разработана серия норм по «промышленной безопасности». И обязательность проведения подобных мероприятий регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов.
    Концепция ОАО «Газпром» однозначно отвечает на вопросы надежности газопроводов - он должна гарантироваться благодаря диагностике, капитального ремонта и своевременной реконструкции объектов газотранспортной системы.

    Повышение надежности газопровода – одна из приоритетных задач компании, а главное – своевременном капитальном ремонте.

    Даже если требуется замены трубы, что относится к категории «Дорогого ремонта».

    Безусловно, в существующих нормативных документах есть стандартные процедуры по обслуживанию газопровода – и в качестве регулярного капитального ремонта там предлагается пере изоляция, что не всегда является наиболее экономически, безопасно и экологически целесообразным.

    Никто не задумывался о том, что в процессе переизоляции крайне редко происходит утилизация образовавшегося мусора?

    Именно поэтому разработка новых технологий и их апробация, реализация на практических мероприятиях, «в поле» так сказать – это одно из важнейших направлений исследовательской деятельности нефтегазового дела, наравне с повышением качества топлива, совершенствованием методов его добычи и очистки.
    Для капитального ремонта МГ должен быть разработан «График капитального ремонта», он должен соответствовать требованиям ТУ на производство подобных работ.
    Также такие работы должны быть утверждены в Главном управлении по эксплуатации магистральных газопроводов.
    Для распределения финансовой нагрузки по капитальному ремонту, его стоимость включается в амортизационные отчисления по обслуживанию и распределяется равномерно по всему сроку эксплуатации, в зависимости от того, какая модель амортизации выбрана.
    В комплексе мероприятий по промышленной безопасности должен был быть предусмотрен плановый регулярный капитальный ремонт, и подобная проблема не могла возникнуть.

    О чем там писать?

    В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", и Постановлением Правительства Российской Федерации №536 от 26.06.2013г. "Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью", должно быть разработано «Положение о промышленной безопасности», в котором должны быть такие пункты, как область применения данного положения, основные задачи Системы управления промышленной безопасностью (СУПБ), её структура, перечень объектов, на которые распространяется действие данной системы и т.д.

    Обязательно должны четко и полно раскрыты функции, права и обязанности руководителей всех, их заместителей, работников всех уровней в области промышленной безопасности.
    Функции и обязанности не должны пересекаться и допускать двузначного толкования, в случае необходимости – должны иметь примечания. Как, впрочем, и любой документ.

    К примеру, в «Положении о системе управления промышленной безопасностью ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург"», разработанном и утвержденном на предприятии в 2014 году, раскрываются функции, ответственность и обязанности таких работников:
    • Генеральный директор (включая функции, реализуемые им через его/ее заместителей).
    • Главный инженер.
    • Заместитель генерального директора по ремонту и капитальному строительству.
    • Заместитель генерального директора по управлению персоналом:
    • Заместитель генерального директора по общим вопросам.
    • Заместитель главного инженера по охране труда и промышленной безопасности.
    • Работники службы промышленной и пожарной безопасности в целом
    • Производственные отделы и службы Администрации Общества.

    Как Вы, наверное, понимаете, данный список не является исчерпывающим.

    Принципы составления комплекса документации по капитальному ремонту должны регулярно обновляться – ведь наука не стоит на месте и НИИ, Институты и Университеты – все наши научные сотрудники разрабатывают и просчитывают более удобные, рациональные, безопасные и эффективные способы ремонта, монтажа и эксплуатации. Постоянное совершенствование – есть залог безопасности.

    Отдельно стоит добавить, что в подобном документе должны быть разработаны «порядки взаимодействия» всех со всеми. Бумажно-аналитической работы просто море, честь и хвала тем, кто ее делают качественно – эти люди, также как и врачи и пожарные, каждый день спасаю жизни. Именно для спасения жизней создаются подобные документы, об этом стоит помнить, ведь это как статут в армии – его пункты «написаны кровью», как пафосно, грустно и вульгарно это не звучало.

    К примеру, должен быть разработан «Порядок проведения консультаций с работниками опасных производственных объектов» и «Порядок организации информационного обеспечения».

    На этом стоит остановиться немного отдельно. Помимо разработки комплекса документации с учетом уникальных объектов ремонтируемого объекта, должен быть проработан механизм максимально качественного и эффективного донесения содержания всех этих многочисленных «порядков, инструкций и прочего» до сотрудников в максимально понятной форме, и должна быть предусмотрена система аттестации сотрудников.

    Общие принципы работы промышленно-безопасной компании

    7.png

    Организация, которая занимается капитальным ремонтом должна иметь разработанные планы по локализации аварий и ликвидации последствий аварий.

    Как у руководителей Центра Управления Полетами – должны быть две папки с речью – на случай удачного запуска и на случай неудачного – так и капительный ремонт, комплекс безопасности и все эти многочисленные бюрократические (но нужные!) вещи должны содержать в себе последовательность действий при худшем раскладе.

    Даже у Международной Организации здравоохранения есть последовательность действий для локализации вируса.

    Организация должна разработать систему обучения персонала, и следить за его регулярной аттестацией. Почти как в институте, да, Вы правильно поняли.

    Помимо очевидных моментов типа соблюдения действующего законодательства РФ, нормативных документов, охраны собственности и всего того, что было сказано выше, нужно обеспечивать контроль выполнения работ, включая экспертизы, в том числе и внешние – организациями, имеющих на это право, квалификацию и лицензию.

    Валышков Игорь Леонидович, главный инженер ООО «ЭКОЛ и НК»
    Савченко Николай Васильевич, генеральный директор ООО «Центркран»
    Савченко Александр Николаевич, технический директор ООО «Центркран»