Проектирование мероприятий промышленной безопасности как элемент подготовки проектной документации при капитальном ремонте магистральных газопроводов
Трудно переоценить важность техники безопасности, не так ли?
Но почему-то до тех пор, пока авария не произойдет, об этом никто не задумывается.
В нашей сегодняшней статье пойдет речь о необходимости компетентного проектирования мероприятий промышленной безопасности в процессе подготовки документации по проектам капитального ремонта магистральных газопроводов.
Прежде, чем перейти непосредственно к сути, напомним, магистральный – это такой газопровод (в дальнейшем МГ), по которому происходит транспорт газа из места его добычи (обогащения/производство) потребителям. Еще МГ также являются трубопроводы, которые соединяют природные месторождения газа между собой.
Особенности определения термины МГ рассмотрены в СНиП 2.05.06-85.
Причины аварий
Проблемы в работоспособности МГ могут происходить по разным причинам – как из-за нарушения технологии выполнения работ на любом из этапов работ с трубопроводом, так и из-за дефектов, появляющихся в процессе рабочей эксплуатации газопровода.
Соотношение вероятностей появления тех или иных дефектов в значительной степени обусловлено климатическими особенностями расположения данной конкретной части трубопровода, особенностями почвы в этом регионе и, в первую очередь, температурным режимом, в котором происходит эксплуатация.
Так, например, в таблице ниже приведены исследовательские данные по причинам аварий на нефтепроводах, функционирующих в низкотемпературных условиях (взято из «Научные основы анализа и снижения рисков чрезвычайных ситуаций в районах Сибири и Севера» Н.А.Махутов, М.П.Лебедев, А.М.Большаков, М.М.Гаденин).
Таблица 1.1 – Причины аварий на нефтепроводах при низких да температурах
Причины, влияющие на частоту аварий на нефтепроводах
|
Вероятность реализации данного события
|
Разрыв элемента трубопровода
|
0,08
|
Диверсия
|
0,30
|
Нарушение технологического процесса
|
0,14
|
Износ трубопровода
|
0,14
|
Человеческий фактор
|
0,05
|
Физическое повреждение трубопровода
|
0,11
|
Анализируя аварии на магистральных газопроводах в целом, можно выделить такие основные причины:
1) Бракованные изделия в процессе строительно-монтажных работ (22-32%)
2) Физическое повреждения труб при земляных работах (17-19%)
3) Износ материалов из-за чрезмерно долгого эксплуатационного срока (15%)
4) Коррозия 12%
5) Нарушение требований эксплуатации и ошибки персонала 5%
6) Дефекты труб, полученные в процессе из изготовления 9-12%
7) Природные и стихийные явления 7-10%
Рисунок 1.1 – Причины аварий на магистральных газопроводах
Легко проследить тенденцию, что причины, независящие от человека – коррозия, природные катаклизмы провоцируют лишь 22% всех аварий, все остальные можно было бы устранить.
И хорошо, если авария на магистральном газопроводе прошла по сценарию 25 июня 2009 на МГ Уренгой-Сургут-Челябинск, когда никто не пострадал и все было компенсировано страховкой, но ведь существуют и жертвы, а что может быть ценне человеческой жизни? Согласно заключению причиной разрыва на Уренгой-Сургут-Челябинск является трещина, которая образовалась из-за эксплуатации газопровода под напряжением. А ведь этого можно было избежать, есть обеспечить:
- регулярный плановый капитальный ремонт;
- соблюдение персоналом норм и методологии работы;
- строгий контроль безопасности и качества работ;
- контроль строительных работ, в том числе контролирование сданных работ на предмет соответствия уровню качества с серией полевых испытаний компетентным персоналом;
- плановые проверки качества и состояния выполняемых работ в течении ремонта (монтажа/обслуживания);
- избегание избыточности ремонтных швов на одном участке;
- выполнение гидро- и пневмо- испытаний газопроводов для выявления дефектов труб и брака строительных работ;
- обучение и подготовка персонала, повышение качества строительно-монтажных работ;
- регулярные проверки всей сети трубопровода на предмет морального и физического износа.
Взрыв в Полтаве в 2014
Рассмотрим другой пример взрыва на газопроводе «Уренгой — Помары — Ужгород» в районе Полтавы.
По словам губернатора Полтавской области Украины, на участке газопровода было одиннадцать заплат, и Нафтогаз не выделял средства на ремонт, несмотря на еще один зафиксированный факт – проседание почвы под газопроводом.
Комплекс мер по промышленной безопасности капитального ремонта
Наше же государство задумалось об этом – все предприятия, занимающиеся капитальным строительством и/или работой на объектах, которые относятся к категории опасных, обязаны регулярно проводить мероприятия по промышленной безопасности.
Для борьбы с производственными авариями в далеком 1993 г МОТ разработала «Конвенцию по предупреждению крупных промышленных аварий» (№ 174) и «Рекомендации по предупреждению крупных промышленных аварий» (№ 181).
В РФ в целях предотвращения аварий на в процессе производстве, разработана серия норм по «промышленной безопасности». И обязательность проведения подобных мероприятий регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Концепция ОАО «Газпром» однозначно отвечает на вопросы надежности газопроводов - он должна гарантироваться благодаря диагностике, капитального ремонта и своевременной реконструкции объектов газотранспортной системы.
Повышение надежности газопровода – одна из приоритетных задач компании, а главное – своевременном капитальном ремонте.
Даже если требуется замены трубы, что относится к категории «Дорогого ремонта».
Безусловно, в существующих нормативных документах есть стандартные процедуры по обслуживанию газопровода – и в качестве регулярного капитального ремонта там предлагается пере изоляция, что не всегда является наиболее экономически, безопасно и экологически целесообразным.
Никто не задумывался о том, что в процессе переизоляции крайне редко происходит утилизация образовавшегося мусора?
Именно поэтому разработка новых технологий и их апробация, реализация на практических мероприятиях, «в поле» так сказать – это одно из важнейших направлений исследовательской деятельности нефтегазового дела, наравне с повышением качества топлива, совершенствованием методов его добычи и очистки.
Для капитального ремонта МГ должен быть разработан «График капитального ремонта», он должен соответствовать требованиям ТУ на производство подобных работ.
Также такие работы должны быть утверждены в Главном управлении по эксплуатации магистральных газопроводов.
Для распределения финансовой нагрузки по капитальному ремонту, его стоимость включается в амортизационные отчисления по обслуживанию и распределяется равномерно по всему сроку эксплуатации, в зависимости от того, какая модель амортизации выбрана.
В комплексе мероприятий по промышленной безопасности должен был быть предусмотрен плановый регулярный капитальный ремонт, и подобная проблема не могла возникнуть.
О чем там писать?
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", и Постановлением Правительства Российской Федерации №536 от 26.06.2013г. "Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью", должно быть разработано «Положение о промышленной безопасности», в котором должны быть такие пункты, как область применения данного положения, основные задачи Системы управления промышленной безопасностью (СУПБ), её структура, перечень объектов, на которые распространяется действие данной системы и т.д.
Обязательно должны четко и полно раскрыты функции, права и обязанности руководителей всех, их заместителей, работников всех уровней в области промышленной безопасности.
Функции и обязанности не должны пересекаться и допускать двузначного толкования, в случае необходимости – должны иметь примечания. Как, впрочем, и любой документ.
К примеру, в «Положении о системе управления промышленной безопасностью ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург"», разработанном и утвержденном на предприятии в 2014 году, раскрываются функции, ответственность и обязанности таких работников:
- Генеральный директор (включая функции, реализуемые им через его/ее заместителей).
- Главный инженер.
- Заместитель генерального директора по ремонту и капитальному строительству.
- Заместитель генерального директора по управлению персоналом:
- Заместитель генерального директора по общим вопросам.
- Заместитель главного инженера по охране труда и промышленной безопасности.
- Работники службы промышленной и пожарной безопасности в целом
- Производственные отделы и службы Администрации Общества.
Как Вы, наверное, понимаете, данный список не является исчерпывающим.
Принципы составления комплекса документации по капитальному ремонту должны регулярно обновляться – ведь наука не стоит на месте и НИИ, Институты и Университеты – все наши научные сотрудники разрабатывают и просчитывают более удобные, рациональные, безопасные и эффективные способы ремонта, монтажа и эксплуатации. Постоянное совершенствование – есть залог безопасности.
Отдельно стоит добавить, что в подобном документе должны быть разработаны «порядки взаимодействия» всех со всеми. Бумажно-аналитической работы просто море, честь и хвала тем, кто ее делают качественно – эти люди, также как и врачи и пожарные, каждый день спасаю жизни. Именно для спасения жизней создаются подобные документы, об этом стоит помнить, ведь это как статут в армии – его пункты «написаны кровью», как пафосно, грустно и вульгарно это не звучало.
К примеру, должен быть разработан «Порядок проведения консультаций с работниками опасных производственных объектов» и «Порядок организации информационного обеспечения».
На этом стоит остановиться немного отдельно. Помимо разработки комплекса документации с учетом уникальных объектов ремонтируемого объекта, должен быть проработан механизм максимально качественного и эффективного донесения содержания всех этих многочисленных «порядков, инструкций и прочего» до сотрудников в максимально понятной форме, и должна быть предусмотрена система аттестации сотрудников.
Общие принципы работы промышленно-безопасной компании
Организация, которая занимается капитальным ремонтом должна иметь разработанные планы по локализации аварий и ликвидации последствий аварий.
Как у руководителей Центра Управления Полетами – должны быть две папки с речью – на случай удачного запуска и на случай неудачного – так и капительный ремонт, комплекс безопасности и все эти многочисленные бюрократические (но нужные!) вещи должны содержать в себе последовательность действий при худшем раскладе.
Даже у Международной Организации здравоохранения есть последовательность действий для локализации вируса.
Организация должна разработать систему обучения персонала, и следить за его регулярной аттестацией. Почти как в институте, да, Вы правильно поняли.
Помимо очевидных моментов типа соблюдения действующего законодательства РФ, нормативных документов, охраны собственности и всего того, что было сказано выше, нужно обеспечивать контроль выполнения работ, включая экспертизы, в том числе и внешние – организациями, имеющих на это право, квалификацию и лицензию.
Валышков Игорь Леонидович, главный инженер ООО «ЭКОЛ и НК»
Савченко Николай Васильевич, генеральный директор ООО «Центркран»
Савченко Александр Николаевич, технический директор ООО «Центркран»