Давудов Гаджи Русланович, ведущий инженер эксперт ООО ЦЭДиК «Нефтегазэнерго»
Ежов Юрий Геннадьевич, начальник отдела конструкторских разработок ООО СКБ «Высота»
Порядок обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации мостовых кранов-штабелеров
В статье собраны основные правила и требования по безопасности эксплуатации мостовых кранов-штабелеров, сведения об их конструкции, принципах работы и техническом надзоре в данной сфере.
Улучшение качества жизни, увеличение спроса и предложения повышают скорость движения товаров. Возрастает количество продукции на производственных, торговых и транзитно-перевалочных складах. Растущий спрос на хранение и значительные расстояния от производителей до потребителей, требуют более вместительных складских площадей. Ближе к покупателям. Начиная с 2008 года, только розничная торговля в российских регионах в три раза увеличила свои складские площади.
Склады укрупняются, расширяются порты, железнодорожные терминалы. Рядом с мегаполисами в удобных транспортных развязках создаются огромные распределительные центры. К примеру, склады класса “А+” позволяют складировать продукцию до семи ярусов на высоту свыше 13 метров. Главная задача таких складов — использовать пространство с большей отдачей, как по площади и высоте, так и по скорости перемещения грузов. Размеры складского оборудования, заводские упаковки унифицируются, товары складируются штабелями друг на друга, либо на промышленных поддонах устанавливаются в ячейки специализированных стеллажей. Проходы уменьшаются, количество этажей растёт.
Мостовые краны-штабелеры имеют крупные габариты и большую массу. Такие механизмы предъявляют повышенные требования к массивности и прочности опорных конструкций и несколько уступают в маневренности малогабаритным напольным штабелёрам. Зато значительно превосходят по объему обрабатываемых грузов и эффективности энергозатрат.
Эффективность применения мостовых кранов-штабелеров объясняется несколькими факторами:
большая грузоподъёмность до 12 тонн;
способность одной крановой установки обслуживать значительные площади складов с размещением стеллажей в несколько рядов;
захват грузов с пола или с транспортных средств без вспомогательных механизмов;
максимальная высота подъёма груза варьируется от 7 до 16 метров;
сменные грузозахватные устройства: вилочные захваты для стандартных поддонов, захваты для труб, рулонов, бочек или насыпных веществ.
Однако подходящие возможности грузоподъёмной машины по перемещению тяжестей сопровождаются повышенными требованиями к эксплуатации и контролем со стороны представителей контролирующих инстанций.
Обратим внимание на пункт 3 приложения 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры.
Из закона следует, что использование в складских комплексах стационарно установленного грузоподъемного механизма, является основанием для признания зоны его действия — опасным производственным объектом. Включая не только сам механизм, но и все составные элементы системы подъёмного сооружения: рельсовые крановые пути, опорные строительные конструкции, места для совершения манёвров вертикальной колонной и оснасткой, приспособления, необходимые для безопасного функционирования, и электрооборудование.
Используя в работе удобный подъёмный кран, владелец обязан выделять отдельные статьи в расходах на обеспечение безопасности эксплуатации механизмов.
Выгодней обеспечить!
Каков порядок обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации мостовых кранов-штабелеров?
Из-за нарушений техники безопасности и возможных дефектов, допущенных при изготовлении, подъемные сооружения являются источником повышенной опасности для обслуживающего персонала и людей, находящихся зоне работающих механизмов. За основу безопасной эксплуатации подъемных сооружений принимаем неукоснительное соблюдение требований промышленной безопасности и правил охраны труда. Среди этих требований:
выполнение инструкций по эксплуатации подъемного сооружения;
выполнение требований завода — изготовителя по монтажу подъемных сооружений;
производственный контроль;
технический надзор и контроль в процессе эксплуатации;
проверка знаний у административно-технического, ремонтного и оперативно-ремонтного персонала;
проверка стальных канатов, цепей и грузозахватных приспособлений;
проведение экспертизы промышленной безопасности подъемного сооружения.
Выполнение инструкций по эксплуатации
Мы уже упоминали об увеличении этажности складирования, уменьшении проходов между стеллажами и увеличении скорости перемещения грузов внутри складов. Интенсивность эксплуатации площадей обязана быть тщательно согласованной с требованиями инструкций по эксплуатации подъемного сооружения. Расстояния между подъемными приспособлениями крана и стеллажами должны соответствовать требованиям регламентирующих документов.
Возможные последствия даже незначительной аварии явно обнулят любые выгоды от эксплуатации дополнительных площадей, увеличенных за счёт уменьшения пространства, предназначенного для маневрирования подъёмных механизмов и соблюдения требований техники безопасности.
Выполнение требований по монтажу подъемных сооружений
Производители кранов обязательно требуют при установке мостового крана в промышленном помещении создавать все необходимые условия на рабочей площадке. Их требования содействуют безопасной эксплуатации механизмов и чётко определяют:
специфику грузоподъемных работ;
удалённость от электрических сетей;
обеспечение безопасной работы для нескольких грузоподъемных механизмов;
обеспечение безопасного расстояния от грузоподъемных элементов крана;
наличие противопожарной сигнализации в помещении;
достаточную освещенность площадки, особенно в темное время суток;
стандартное требование наличия спецодежды.
Производственный контроль. Технологическая карта
Одним из важнейших инструментов производственного контроля признана технологическая карта.
В ней содержатся подробные инструкции по выполнению производственных операций персоналом. Погрузочно-разгрузочные работы представляют собой операции, которые совершаются циклично и с большой частотой. Поэтому, регулируются такие процессы индивидуально составленными технологическими картами на погрузочно-разгрузочные работы. Составляются они на основе нескольких нормативных документов: ГОСТ 12.3.009, РД 11-06-2007, ПБ 10-382-00 9.5.18. В них содержатся:
Описание производимых краном операций;
Последовательность проведения рабочих операций;
Меры обеспечения безопасности работы крана и персонала;
Нормы строповки, перемещения и укладки грузов данным устройством;
Перечень всех съемных приспособлений для захвата и перемещения груза;
Указания о привязке кранов на площадках складирования грузов;
План погрузочно-разгрузочной площадки, на которой осуществляются работы, с указанием всех значимых мест;
Схема стоянок грузоподъемного крана с обозначением опасной зоны вокруг него;
Перечень всех знаков и предупреждений, которые имеются в помещении или на рабочей территории;
Описание грузов, с которыми работает кран, содержащее так же схемы строповки и примерный вес.
Такой документ часто включается в более обширный «Проект производства работ краном».
Технический надзор и контроль в процессе эксплуатации
Этому аспекту выделено особое место, ведь любая техническая неисправность может привести к серьёзной аварии. Трещины в металлоконструкциях, поломки осей колёс или рельс, неисправности в тормозах, электрооборудовании, треск, грохот или стук в механизмах обязывают опустить груз и прекратить работу во избежание негативных последствий. Дальнейшая эксплуатация мостового крана возможна только после устранения неисправностей. Начать работу можно только после подтверждения возможности безопасной эксплуатации крана.1. управление краном неквалифицированными рабочими и/или без соответствующего инструктажа;
2. поражение человека, работающего в зоне действия подъёмного механизма электрическим током;
3. падение вниз или на опасные детали по причине отсутствия или неисправности ограждений площадок и вращающихся частей;
4. несоблюдение мер безопасности, указанных в наряде - допуске, при выполнении работ на крановых путях и проходных галереях;
5. подъем груза при наклонном положении канатов;
6. неправильная строповка грузов, перегруз или переполнение тары;
7. нахождение людей в полувагонах и на других транспортных средствах при их погрузке и разгрузке;
8. несоблюдение порядка и габаритов складирования грузов;
9. нахождение людей под перемещаемым грузом.
Именно поэтому в зону действия мостового крана - штабелера допускаются лишь работники, подтвердившие свою квалификацию и прошедшие соответствующий инструктаж. Для того чтобы снизить воздействие человеческого фактора и уменьшить вероятность получения травм, в конструкции мостовых кранов-штабелёров предусмотрены защитные приборы: ограничители грузоподъёмности и слабины каната, ограничители хода, как грузовой тележки, так и самого крана, ограничители подъёмных грузозахватных механизмов, которые, как правило, дублируются. Ограничители блокируют подъемный механизм и датчики сигнализируют о том, что работа невозможна. Во избежание поражения током предусмотрены системы заземления и повышенной изоляции силовых кабелей, изоляционные коврики и ограждающие конструкции. При осуществлении технического надзора и контроля в процессе эксплуатации важно убедиться в рабочем состоянии вышеуказанных защитных механизмов.
Проверка канатов, цепей и грузозахватных приспособлений
Как правило, производят данные комплектующие не производители мостовых кранов, а сторонние организации. Поэтому для обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации кранового оборудования, эта задача выделяется отдельной строкой. Наличие этого элемента обусловлено частым появлением в статистике аварийности следующих причин:
обрыв грузовых канатов;
несоблюдение марочной системы при работе на мостовых кранах;
неисправность канатов, грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений;
Экспертиза промышленной безопасности подъемного сооружения
Пожалуй, основной элемент нашего порядка обеспечения безопасности эксплуатации. Совокупность мероприятий этого этапа позволяют убедиться в способности предприятия, на котором расположен опасный производственный объект, вести хозяйственную деятельность в полном соответствии с требованиями промышленной безопасности. Для этого на предприятии созданы соответствующие условия и выделены человеческие и материальные ресурсы. Среди них:
административно-инженерный и ремонтно-оперативный персонал, обладающий необходимой квалификацией для эксплуатации подъёмных сооружений на опасном производственном объекте;
эксплуатационно-техническая документация на подъёмные сооружения;
документацию, подтверждающую организованное обучение и аттестацию персонала в рамках предприятия правилам организации работ подъёмными сооружениями производственном объекте соответствующего класса опасности;
подтверждение регистрации в реестре опасных производственных объектов;
полис страхования гражданской ответственности владельца за причинение вреда.
В результате экспертизы всесторонне оцениваются риски при выполнении погрузочно-разгрузочных работ в складском комплексе, оценивается состояние подъёмных сооружений и готовность персонала к действиям в условиях аварийных ситуаций или инцидентов. Итогом экспертизы становится заключение о соответствии подъёмного сооружения требованиям промышленной безопасности или выносится предписание об устранении недостатков с приостановкой эксплуатации до их устранения.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» №116-ФЗ.
2. ФНИП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»
3. Технический Регламент Таможенного Союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»
4. «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОРа) от 14.11.2013 № 538.
5. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 9.5.18
6. Рынок складской недвижимости в России. Обзор. Knight Frank Research, 2015